Технология покраски потолков
Окрашивать потолок следует в три слоя, причем первый слой является грунтом.
Инструмент: валик с меховой шубкой; лоток для краски с отжимающей сеткой; кисть — флейц 50–80 мм; слабоклейкий бумажный скотч; лестница-стремянка.
Выбор валика влияет на качество покраски потолка иногда больше, чем сама краска. Наилучший результат достигается при работе валиком с длинным ворсом. Шубки с длинным ворсом создают шероховатое покрытие «кожица апельсина», с коротким ворсом — гладкую поверхность. Поролоновые валики для окрашивания не годятся, они вжимают в слой краски воздушные пузырьки, которые снижают качество покраски. Велюровый тоже не совсем подходит — мало берет краски.
1. Подготовка к окрашиванию.
Застелите и прикройте полы, мебель, подоконники и радиаторы отопления старыми газетами или полиэтиленовой пленкой. Закреплять газеты на мебели и в других местах лучше бумажным слабоклейким скотчем. Этот скотч можно прилеплять даже на обои, после удаления он не снимает с них ни верхний слой бумаги, ни краску.
Проклейте бумажным скотчем стену ниже установленного пенополистирольного карниза, оберните скотчем стояки труб отопления, — красить стены и трубы нам пока не нужно. Краска под бумажный скотч не затекает, а сам он легко удаляется и не оставляет следов. Удаляют скотч после загустения краски, но не дожидаясь ее полного высыхания.
2. Установка освещения.
Для получения высокого качества окраски нужно хорошо видеть, что ты делаешь. Используется энергосберегающая лампа белого свечения мощностью 15 Вт. В отличие от ламп накаливания более безопасна и не разогревает патрон. Лампу, желательно с абажуром, прикрепляют к временной деревянной треноге под самым потолком и передвигают по мере необходимости. Косое освещение, практически параллельное потолку, покажет все неровности основания, их не поздно будет подшпаклевать, а во время грунтования и покраски при этом освещении будут видны непрокрашенные места.
3. Подготовка поверхности потолка к покраске.
После того как выставлено освещение, выявлены дефекты и подшпаклеваны неровности на поверхности потолка, дают время на просыхание вновь нанесенной шпаклевки от 12 до 24 часов. Затем поверхность потолка целиком (или только прошпаклеванных мест, если зашкуривание проводилось ранее) зашкуривают мелкозернистой шкуркой («нулевкой»). Шкурку прицепляют к небольшому обрезку ровной доски с завальцованными краями или к специальному инструменту и последовательно, метр за метром прошкуривают потолок. Работа не тяжелая, но утомительная своим однообразием — поставил стремянку, прошкурил метр, переставил стремянку, прошкурил еще метр… Затем потолок нужно обеспылить — пропылесосить через волосяную щетку пылесоса или хотя бы подмести чистым веником. Этот этап часто пропускают, а зря, краска (или грунтовка) плохо прилипают к пыльной поверхности.
В качестве грунта нужно применять тот состав, который рекомендован производителем краски, название его написано на банке с краской. Если производитель допускает грунтование той же краской, что и окрашивание, то разводить краску нужно именно в той пропорции, какую рекомендуют — добавлять в краску ровно столько воды, сколько указано на банке, не больше и не меньше.
Перелейте краску (грунтовку) в чистое ведро. Добавьте воду (если рекомендуется) и перемешайте миксером. Круглой кистью или средней кистью-флейцем окрасьте комнату по периметру, захватывая полностью карниз и тщательно промазывая углы «стена-потолок». Прокрасьте кистью места вокруг труб отопления. В общем, кистью нужно прогрунтовать все места, куда валиком достать нельзя. После чего потолок грунтуют валиком.
При тройном окрашивании (грунт и два слоя краски) начинайте от любого из углов со стороны окон и продвигайтесь от окна к противоположной стене. Потолок грунтуют полосами шириной примерно 700–1000 мм. Загрунтовали первую полосу от угла с окном до противоположной стены, начинайте другую. Грунтовка потолка, как и последующая окраска, должна вестись быстро, без перерывов — 15–20 минут и потолок готов. При покраске должно соблюдаться «правило мокрого края», то есть следующая полоса должна нахлестывать предыдущую по сырому слою. Ширина нахлеста примерно 100 см. Поэтому, при недостатке навыка, лучше грунтовать (и красить) вдвоем. Один работает кистью по потолочным углам и карнизу, другой — тут же закатывает потолок.
Медлительность в работе приводит к началу полимеризации краски на потолке, тогда при нахлесте второй полосой валик либо «поднимает» (отрывает от основы) предыдущий слой, либо ложится сверху и утолщается пленка краски на потолке, — после высыхания появятся темные пятна. Не допускайте перерывов в работе.
При двухслойной покраске (грунтовка и один слой покраски) также начинают грунтовать от угла стены с окном, но меняют направление грунтования, в этом случае работают полосами «поперек света», то есть параллельно стене с окнами. Все это делается для того, чтобы последний финишный слой краски лег на потолок «по свету», перпендикулярно стене с окнами, в этом случае «непрокрасы» и следы от валика будут менее заметны.
Для хорошей укрывистой краски, как правило дорогой, достаточно двух слоев окраски, для более дешевой краски делают три слоя.
Если грунтовали разбавленной краской, кисти и валик после работы отожмите, оберните сырой тряпкой и завяжите в два целлофановых пакета. Если работали покупной грунтовкой, кисти и шубку валика сначала помойте. А вообще-то, времена, когда писались целые книги о том, как продлить жизнь малярной кисти и валику, давно ушли. Относитесь к этим инструментам, как к одноразовым и качество отделки станет выше. Можно помыть инструмент — помойте, нельзя или не хочется пачкаться — выбросьте.
5. Окраска потолка.
Придерживайтесь рекомендаций на банке, дайте грунтовке то время на высыхание, которое рекомендует производитель. Каждый новый слой краски должен быть нанесен только после полного высыхания предыдущего слоя. При длительных перерывах в работе потолок должен быть обеспылен. Обычно грунтование потолка лучше проводить вечером, чтобы утром нанести второй слой краски. Его наносят поперек полосам грунтовки. Если это финишный слой при двухслойной покраске, то он ляжет «по свету». Если это промежуточный слой при трехслойной покраске, то он будет «поперек света».
Если производитель рекомендует разбавлять краску до нужной густоты, обычно это добавление 5–10% воды, перелейте краску в ведро и долейте воду. Если разбавлять краску не нужно, то просто перемешайте ее миксером.
Сначала, как и при грунтовании, окрашиваются кистью потолочные углы вместе с карнизами и труднодоступные места вокруг труб. Сам потолок прокатывается валиком.
Работайте новым валиком или смените на старом, которым грунтовали, шубку. Берем валик и макаем его в корытце с краской. Для того чтобы смочить валик со всех сторон, раскатываем его по сетке корытца или по чистому листу линолеума, оргалита и т. д. Только не по потолку! Возможно понадобится еще раз окунуть валик в краску и опять раскатать. Раскатывать нужно до тех пор, пока шубка валика полностью не пропитается краской. По мере проведения окрасочных работ эта операция повторяется при каждом наборе краски. Если начать красить потолок, не добившись равномерного заполнения валика краской, получатся непрокрасы, которые после высыхания дадут пятна. Поэтому перед каждым поднятием валика на потолок, надо обязательно добиться его равномерного заполнении краской.
Далее, поднимаем валиком краску на потолок и равномерно раскатываем ее, чтобы слой краски получился одной толщины. Движения валиком на потолке напоминают рисование огромной буквы N. Нарисовали одну букву, рисуем рядом с ней другую, не отрывая валика и частично перекрывая окрашенное.
Маляр смотрит на потолок снизу вверх, вдоль линий покраски, он не замечает слабо прокрашенных и, главное, пропущенных мест на поверхности потолка, не видит места, где он «прошелся» валиком один раз, а где несколько. Для него поверхность над ним приобрела равномерный влажный оттенок и кажется, что все прокрашено одинаково. Пока потолок влажный, все выглядит нормально, а после высыхания на потолке появятся пятна. Поможет энергосберегающая лампа, установленная на треноге высоко под потолком. Лампу нужно установить сбоку от полосы окрашивания и тогда непрокрасы становятся видны. Опытные маляры время от времени отходят в сторону и смотрят на окрашенную полосу потолка со стороны, выявляя непрокрасы. Вы можете работать с помощником — один красит, другой контролирует, осматривая потолок под иным углом. В результате совместной работы потолок будет окрашен ровно.
Третий слой (если таковой будет) наносится только после высыхания второго слоя, как правило через сутки.
После окрашивания каждого слоя краску, оставшуюся в поддоне, процедите через женские колготки и слейте обратно в банку. Банку плотно закройте. Для длительного хранения краски — переверните банку на несколько секунд вверх дном.
Если после высыхания слоя краски на потолке появились пятна, то ни в коем случае не пытайтесь их закрасить густой краской — не поможет. Это говорит о том, что потолок был плохо выровнен шпаклевкой, на нем есть ямы либо вы при покраске в некоторых местах дали большую толщину краски. Еще раз напомним, что краску нужно наносить равномерно, соблюдая «правило мокрого края» и каждый последующий слой краски делать после полного высыхания предыдущего слоя. Если соблюдать эти правила, толщина слоев краски будет примерно одинаковой по все площади потолка. Темные пятна тогда могут появиться только от «ям». Потолок освещается из окна и «бугры» будут освещаться лучше, чем «ямы». Смиритесь и оставьте потолок как есть или попробуйте сделать по всей его поверхности еще один слой, более жидкой краской.
Если и после этого пятна остаются, вся дальнейшая работа по окраске бесполезна и ведет только к перерасходу материала. Работу надо переделать.
Можно попытаться исправить брак шлифованием всего потолка мелкой наждачной бумагой на бруске или на терке. Обязательно всего, иначе после повторной окраски пятна проявятся вновь. Если удалять пятна после первого или второго слоя краски, то результат будет лучше. А если проглядели и дали много слоев, то простая шлифовка потолка не поможет — придется потолок заново шпаклевать, шлифовать и красить.
Инструменты и материалы для работы
Для отделки стен потребуются такие материалы:
- Водоэмульсионный состав.
- Грунтовка. При использовании проникающих средств краска хорошо сцепляется с поверхностью. Грунтование позволяет избежать появления разводов и подтеков. При возможности выбирают средство той же марки, что лакокрасочный продукт.
- Наждачная бумага. Для шлифовки используют абразивный материал разной степени зернистости.
- Шпатлевка. При обнаружении большого количества неровностей приобретают основные и финишные смеси. При отсутствии крупных дефектов достаточно создания заключительного покрытия.
- Полиэтиленовая пленка. Используется для защиты пола и мебели от загрязнения частицами строительных материалов.
- Малярный скотч. Применяется для разметки границ окрашиваемых участков.
Водоэмульсионные красящие составы наносятся на стены валиком. Нужно правильно выбрать насадку для этого инструмента.
Покрасить поверхность без разводов помогают такие цилиндры:
Валик из велюра для нанесения водоэмульсионной краски.
- Поролоновые. Простой и дешевый материал впитывает большое количество красящей смеси, из-за чего остаются подтеки. Использовать можно плотные поролоновые насадки.
- Велюровые. Валик такого типа можно приобрести только в строительном магазине. Велюр захватывает небольшое количество состава, равномерно распределяя его по поверхности. Инструмент приходится часто погружать в емкость с отделочным материалом.
- Меховые. Искусственный материал практически не отличается от натурального. Мех не оставляет ворсинок и потеков, насадку можно использовать в течение нескольких лет.
Заранее определяют и длину валика. Выдвижные рукоятки позволяют окрашивать стены, не прилагая лишних усилий. Нельзя выбирать тяжелые изделия. Потребуются и такие инструменты:
- лоток с рифленой стороной;
- строительный миксер;
- кисти для прокрашивания труднодоступных мест;
- стремянка.
Слева – универсальная водоэмульсионная краска для стен и потолков от фирмы Эксперт, справа – водоэмульсионка для стен от фирмы Диола.