Как выбрать правильную краску для оцинкованных труб: нужно ли их вообще красить и чем лучше?

С началом широкого внедрения пластика как материала для изготовления труб, сталь несколько уступила свои позиции, но металлические трубы по-прежнему остаются востребованы.

Покраска труб отопления

На это есть несколько причин:

  1. Прочность стальных труб. Благодаря этому качеству они находятся вне конкуренции для эксплуатации в высоконапорных трубопроводах. Это свойство позволяет использовать трубы со стенкой в несколько раз тоньше, чем у пластиковых труб.
  2. Невысокий коэффициент теплового расширения. Благодаря этому при нагревании стальная труба имеет линейное расширение в 15-20 раз меньше, чем полиэтиленовые трубы.
  3. Возможность обеспечить 100% герметичность. Поэтому стальные трубы не имеют альтернативы при использовании в инженерных замкнутых системах.

Главный недостаток – уязвимость их для коррозии железа. Без защиты от коррозии железа трубы имеют срок службы не превышающий 10 лет, причем их эксплуатационные качества начинают заметно снижаться уже после двух-трёх лет эксплуатации.


Покраска квадратной металлической трубы

Для защиты от коррозии железа используются различные способы, самый распространенный из которых – покрытие поверхности труб антикоррозийной краской. Но применение таких красок требует полного отсутствия ржавчины на обрабатываемой поверхности.

Проблема состоит в том, что сталь начинает подвергаться коррозии железа с момента своего изготовления, в силу чего перед покраской требуется тщательно зачистить поверхность труб. Обработка – процесс трудоемкий и затратный, зачастую такая обработка бывает просто невозможна из-за недоступности нужного участка.

Проблема решается за счет применения красок, которые могут наноситься на металл по ржавчине.

Типы красок для металлических поверхностей

Краски, применяемые для нанесения на металлические поверхности, делятся на следующие виды:

  1. Масляные краски, состоящие из натуральных масел. Чувствительны к перепадам температуры, поэтому применяются для окраски труб, находящихся внутри помещений. Они обеспечивают некоторую защиту от коррозии, но степень её невысока и действие защиты не слишком продолжительно.
  2. Эпоксидные эмали, которые включают в свой состав токсичные смолы. Применяются в основном для защиты промышленных трубопроводов. Но главное их назначение – обеспечение защиты от высокотемпературного воздействия, от коррозии же они предохраняют немногим лучше масляной краски.
  3. Основная область применения алкидных красок – окраска оцинкованных стальных поверхностей. Для них характерна высокая степень сцепки с рабочей поверхностью, но наряду с этим, они не выдерживают высоких температур и легко загораются.
  4. Из всех вышеперечисленных типов красок, акриловые краски в наилучшей степени обеспечивают антикоррозийную защиту. Благодаря их невосприимчивости к температурным колебаниям, они могут использоваться, как для внутренних, так и для наружных работ.


Краска по металлу

Важно! Перед покраской следует удостовериться, что она соответствует температурному режиму, в котором предполагается эксплуатация окрашенного изделия.

Принцип выбора краски для труб

Прежде чем говорить о том, как правильно покрасить трубы отопления, необходимо определиться с критериями выбора нужного состава, подходящего для такой работы.

В этом случае важно учитывать следующие требования, предъявляемые к красящему составу:

  • материал должен стойко переносить воздействия высоких температур (от 100°C и выше);
  • еще одно важное свойство, которым должен обладать состав – износостойкость;
  • токсичность смеси для покраски должна быть минимальной;
  • краска должна быть устойчива к средам агрессивного характера.

Особенности красок для работы по ржавчине

Для того чтобы краска по ржавчине позволяла обеспечить максимальную антикоррозийную защиту, производители используют комбинированный подход, стараясь совместить свойства обычных красок со свойствами защитной грунтовки и преобразователем ржавчины.

В силу этого номенклатура таких красок очень разнообразна и каждый день она пополняется новыми названиями. То же самое можно сказать и об их рецептуре.

Краски по ржавчине можно весьма приблизительно классифицировать по следующим признакам:

  1. На базе какого основного типа краски они созданы.
  2. Для каких целей они предназначены.
  3. На какой температурный режим они рассчитаны.
  4. Какие основные компоненты входят в их состав.


Покраска металлической трубы

Неудивительно, что бывает не просто отнести краску по ржавчине к определенному типу. Описание каждой из них представляет комбинацию различных рабочих характеристик.

Проиллюстрировать это можно на примере одной из самых популярных группы красителей – молотковых.

Расчет необходимого количества краски

Перед тем как будет произведена окраска труб, необходимо провести расчет количества краски. На упаковке производители проставляют примерный расход на один квадратный метр поверхности при нанесении одного слоя. Рассчитать площадь поверхности трубы просто, вспомнив несложную математическую формулу. Площадь поверхности трубы будет равняться ее длине, умноженной на диаметр и на число Пи. Обязательно учесть, что краска будет наноситься в два слоя и таким образом легко рассчитывается необходимое количество.

Молотковая краска по ржавчине

Молотковая краска обязана своим названием внешнему виду создаваемого ей финишного покрытия. Оно выглядит так, словно его прочеканили небольшим молотком. Этот эффект достигается за счет того, что она содержит алюминиевые и силиконовые компоненты.

Любая молотковая краска обладает повышенной адгезией, то есть, молотковая краска обеспечивает качественную сцепку с окрашиваемой поверхностью. Поэтому окраска может производиться поверх ржавчины.

Важно! Молотковая краска не может наноситься на поверхность, покрытую отслаивающейся ржавчиной. В этом случае перед покраской необходима предварительная зачистка.

Обычно молотковая краска выпускается в виде суспензии антикоррозийных металлических пигментов и наполнителей в синтетических смолах или лаках, дополненной силиконовыми и прочими компонентами.

Благодаря пигментам она выпускается в широком цветовом спектре: черная, голубая, желтая и так далее. Но самыми востребованными являются черная и коричневая краска, так как окраска ими дает максимальный декоративный эффект.

Функционально молотковая краска действует как грунт, в качестве антикоррозийной защиты, как преобразователь ржавчины, за счет ингибиторов, и как декоративная эмаль, которая является дополнительной защитой.


Молотковая краска по ржавчине

Поэтому наносить отдельно грунт перед окрашиванием не требуется.

Молотковая эмаль служит для окраски не только стальных, но так же оцинкованных поверхностей. Кроме того, она может применяться для окраски поверхностей из цветных металлов.

Перед использованием эмаль перемешивают, чтобы получить однородную массу.

Рабочую поверхность чистят жесткой щеткой и обезжиривают.

  1. Первый слой эмали действует как грунт.
  2. Второй слой, за счет силиконовых элементов, которые содержит эмаль, усиливает антикоррозийное воздействие, препятствуя инфильтрации микрочастиц влаги сквозь защитный слой, в результате чего создается водонепроницаемая пленка.
  3. Третий слой работает как молотковая эмаль, создавая декоративный эффект и вместе с тем являясь еще одной преградой для коррозии.

Таким образом, создается линия тройной защиты от коррозии железа, водонепроницаемая и достаточно стойкая к механическому воздействию.

Важно! Молотковая краска – не термостойкая. Как правило, её эксплуатация допускается при температуре, не превышающей 150 градусов.

Как красить трубы

Обычно отопительные трубы красят раз в пять – семь лет, то есть достаточно редко. Наносить краску желательно после того, как другие виды ремонта уже закончены. Стены и пол перед покраской тщательно защищают от случайных брызг; даже если вы искусный мастер, всё равно от капель краски полностью не избавитесь.


Не забудьте прежде чем покрасить, зачистить батарею

Цвет краски имеет большое значение для способности труб отдавать тепло. Специалисты рекомендуют не белый цвет, который предпочитает большинство хозяев, а чёрный или другой тёмный. Другое дело, что этот цвет часто не гармонирует с общим стилем помещения или просто кажется «мрачным». Тут уже хозяину стоит поразмыслить, что для него важнее – дизайн или практичность. Можно, конечно, выбрать компромиссный вариант (тёмно-серые трубы металлического оттенка) или проработать облик комнаты так, чтобы тёмные трубы и радиатор вписывались в него.

Грунтовка наносится тонким слоем, после чего с помощью валика или баллончика наносится краска. Всего нужно два слоя краски, каждый из которых должен сохнуть примерно по шесть часов. После того, как покраска окончена, следует подождать определённый период перед тем, как начать пользоваться трубами.


пошаговая инструкция по чистке батареи

В принципе, красить можно и обычной эмалью, но специалисты рекомендуют предпочесть алкидную из-за ряда преимуществ (быстро сохнет, легко наносится).

При покраске рекомендуется пользоваться баллончиками и пульверизаторами, а не традиционными способами. Исключение составляют лишь некоторые случаи (например, окрашивание радиатора).

Покраска чугунного радиатора

Эта часть процесса – одна из самых сложных. Радиатор не следует красить поверх старого слоя, потому что поверхность будет неровной, шероховатой. Поскольку радиатор нередко располагается в неудобном для обслуживания месте, его рекомендуется снять перед покраской. Для обработки радиатора желательно применять поролоновый валик небольшого диаметра, который способен красить ровно и проникать в самые трудные места.


Пошаговая инструкция покраски батарей

Горячие или холодные?

Часто спрашивают и о том, можно ли красить трубы «в горячем состоянии». Делать это не рекомендуется, поскольку в данном случае на поверхности появятся пятна и разводы, краска ляжет неровно. Так что красить необходимо тогда, когда отопительный сезон ещё не начался.


какой краской красить горячие батареи

Аэрозольная краска по металлу

Аэрозольная краска по металлу по ржавчине бывает трёх типов:

  1. Стандартная, применяемая для простой окраски в один слой.
  2. Двойная, которая действует как грунт и эмаль. Её достоинством является то, что перед окрашиванием поверхности нет необходимости наносить на неё отдельно грунт.
  3. Универсальная аэрозольная краска, которая одновременно действует как грунт, обычная эмаль и преобразователь ржавчины.


Аэрозольная краска по металлу

Для работы по ржавчине применяется аэрозольная краска третьего типа. Одного её баллончика хватает для нанесения на поверхность площадью примерно 3,5 м2, слоем толщиной 0,05 мм. Поэтому аэрозольная краска по металлу не используется на больших площадях. Её целесообразно использовать для небольших участков поверхности.

Особенно удобна аэрозольная краска по металлу и ржавчине для подкрашивания поврежденного красящего слоя и для окраски труднодоступных мест.

Как правило, аэрозольная краска для металла по ржавчине многофункциональна, кроме работы по стальным поверхностям, она годится для окрашивания цветных металлов, а так же дерева, гипса и камня.

При каких условиях можно окрасить металлы без зачистки

Типовой процесс предварительной обработки металлических поверхностей состоит из зачистки, пассивации (грунтовки особым составом) и окрашивания. Обычно снятие ржавчины производится до «живого» слоя, но при проведении крупномасштабных или специфичных работ, это не всегда является приемлемым (например, когда красится потолок или ванная).

Существуют два основных критерия, определяющих можно ли красить по ржавчине, точнее будет ли это рациональнее с технологической и экономической точки зрения:

  • Степень повреждения. Сюда входит толщина ржавого слоя, а также плотность окалины и сила ее сцепления с основной поверхностью;
  • Форма образования налета. Равномерное распространение и пылеобразная структура обеспечивают достаточные условия для надежного схватывания лакокрасочного покрытия с основой и образования защитного барьера. Пористость, рыхлый характер ржавчины, наличие окалины и отслоений определяют необходимость дополнительной механической очистки, а также использования специальных средств.

Свойства аэрозоли по ржавчине

Аэрозольная краска создает прочное покрытие. Создаваемая ею водостойкая защита служит надежной преградой против атмосферной влаги и температурных перепадов. Она так же играет роль защиты против умеренного химического воздействия. Поэтому её можно применять, как для бытовых, так и для промышленных объектов.

При эксплуатации она показывает высокую физическую устойчивость, поэтому образованное ею покрытие достаточно эластично, не расслаивается и не трескается.

Обычно на баллончиках с аэрозолью пишется, что она термостойкая. Но необходимо помнить, что в её состав входят преобразователи ржавчины, которые уязвимы для высокотемпературного воздействия. Поэтому окрашенное покрытие предназначено для эксплуатации при температуре не более 150 градусов.

Если предполагается, что окрашиваемое изделие будет работать в среде с более высокой температурой, применяется специальная термостойкая аэрозоль второго типа. Стоит упомянуть, что перед покраской такой аэрозолью на рабочую поверхность в обязательном порядке наносится грунт.

Первый слой высыхает до состояния не липкости за четверть часа, полное его высыхание наступает через полчаса.


Краска по ржавчине

Второй слой можно наносить спустя два часа после высыхания первого слоя.

Виды краски для отопительных труб

Решая, какой краской покрасить трубы отопления, следует обратить внимание на следующие типы таких составов, которые сегодня имеют наибольшую популярность среди потребителей:

  • акриловые эмали
    . Основу такой краски составляют растворители органического типа, чем объясняется не совсем приятный запах во время ее высыхания. Тем не менее, подобный образец позволит обеспечить идеально гладкую и глянцевую поверхность и прослужит очень долго;
  • эмали алкидного типа
    . Эти составы также издают неприятный запах, который периодически может появляться и в дальнейшем при активно работающей отопительной системе. Однако подобная краска будет очень устойчива к любым механическим повреждениям и не изменит своей структуры под воздействием высокой температуры. Не стоит забывать, что на современном рынке существует широкий выбор оттенков такой эмали, поэтому подобрать подходящий для того или иного интерьера вариант не составит большого труда, достаточно будет лишь изучить фото образцов, предоставляемые изготовителем;
  • краски на водно-дисперсионной основе
    . Покраска труб отопления этим составом является наиболее распространенным вариантом среди потребителей. Неприятного запаха этот состав не источает, кроме того, высыхает такая краска для горячих труб отопления очень быстро.

Нельзя также не упомянуть и о таком варианте, как масляная краска, которая, однако, для покраски труб применяется сегодня крайне редко.

То, чем и как покрасить трубы отопления, безусловно, решает сам потребитель, однако для того, чтобы такая работа прошла гладко и без каких-либо трудностей, следует обратить внимание на ряд рекомендаций, касающихся процедур по подготовке поверхности перед покраской.

Подготовка рабочей поверхности

  1. Обработка поверхности для окраски аэрозолью производится так же, как и для эмали по ржавчине в виде суспензии.
  2. Поверхность очищается жесткой щеткой от грязевых наслоений, отслаивающейся ржавчины и остатков старой краски.
  3. Затем производится её обезжиривание при помощи бензина или же ацетона.
  4. После этого поверхность промывается мыльной водой и высушивается.


Зачистка трубы от ржавчины

Как правильно покрасить трубы

Основной причиной покраски труб является желание защитить их от коррозии. К сожалению, еще с 50-х годов 20-го века с целью экономии стали ставить стальные трубы на отопление, а также на холодную и горячую воду. Эти трубы, конечно же, не покрывались антикоррозийными защитными средствами и были очень уязвимы для образования ржавчины. А когда в 80-90-е годы монтаж инженерных конструкций практически перестал контролироваться строительными организациями из-за жестких финансовых условий, то стало возможным использовать в отопительных и водопроводных системах дешевые стальные трубы (которые по сути своей предназначались для проведения газа).

В результате после десятка лет их эксплуатации без подкраски они начинают рассыпаться. К сожалению еще и сейчас зачастую в квартирах используют водопроводные трубы из стали, хотя оцинкованные или пластиковые трубы совершенно в защитных средствах от коррозии не нуждаются. Тем не менее, надо учесть, что на резьбе оцинкованных труб часто нарушается защитное покрытие и в этом случае резьбу лучше подкрасить.

Подготовка труб к окраске

Мокрые трубы красить нельзя — но зачастую, проводящие холодную воду, намного холоднее, чем воздух в помещении и по этой причине на их поверхности образуется так называемый конденсат.

Чтобы высушить трубы холодного водопровода достаточно отключить водоснабжение в квартире на сутки, заранее сделав необходимый запас. Температура сравняется с температурой помещения и влага испарится.

В случае окраски стояка, придется использовать вентилятор, при сильном направляющем потоке воздуха от которого влага будет испаряться немного быстрее, и конденсата на ней не будет.

Об окраске

Перед началом окрашивания труб нужно снять слои ржавчины или старой краски, которые можно прекрасно удалить, используя острый нож. Можно при затрудненной очистке от старой краски воспользоваться строительным феном, подогревая ее и затем хорошо очистить. Главное при этом, не перегреть резьбовые соединения, чтобы не выгорела подмотка, и трубы не стали бы течь.

После очистки ножом трубы надо начисто очистить щеткой из металла, чтобы удалить всю оставшуюся ржавчину и старую краску и таким образом подготовив их к грунтовке. Проверить, осталась ли краска на трубах и более качественно провести зачистку поможет магнитный толщиномер МТ 2003 .

Грунтовать их лучше всего, используя антикоррозийную грунтовку для защиты от ржавчин и для лучшего покрытия краской. Когда она полностью просохнет, начинают красить трубы. Лучше всего тонкими двумя слоями краски. При загустении краски ее необходимо разбавлять ее, иначе от густой краски будут оставаться некрасивые потеки, да и высыхать она будет намного дольше по времени.

Способ применения

При работе аэрозолью необходимо периодически встряхивать баллончик. Показателем готовности его к употреблению является свободное перемещение внутри него шариков, которые служат для перемешивания состава.

При распылении баллончик следует держать в вертикальном положении, равномерно совершая им возвратно-поступательные движения. Работа производится с дистанции 20 см.

Использование аэрозоли возможно в температурном коридоре от +5 до +32 градусов по Цельсию.

При необходимости удалить краску, свежую можно убрать с помощью ацетона, а присохшую – специальной смывкой.

Покраска

Перед покраской пол под трубами рекомендуется защитить пленкой или газетами. Покраску начинаем с верхней части труб и продвигаемся к низу. Так слой будет равномерным. Наносим первый слой краски на всю поверхность – не пропускаем ничего. Только после нанесения первого слоя на всю поверхность можно наносить второй. Нанесение двух слоев позволяет получить идеально окрашенную, ровную поверхность.

Как быстро покрасить трубы? Для экономии времени можно воспользоваться баллончиком или краскопультом. Кроме экономии времени, это даст нам качественно покрашенную ровную поверхность. При работе с баллончиком нужно держать его на расстоянии 30 см от поверхности и совершать зигзагообразные движения по направлению сверху вниз. При использовании краскопульта для покраски батареи ее рекомендуется снять, чтобы качественно обработать все труднодоступные места.

После покраски необходимо выждать определенное время, чтобы краска высохла и тщательно проветрить помещение.

Правила покраски на улице и внутри квартиры

ГОСТ 14202-69 совершенно точно определяет каким цветом и с какими именно опознавательными знаками должен быть окрашен трубопровод любого назначения. Таким образом, и бригада, прибывшая для ремонта, и люди, живущие поблизости, могут сразу же определить, какие именно коммуникации подверглись повреждениям и какую опасность они представляют.

Газовые трубы предназначены для передачи разных газов и соответствующим образом маркируются:

  • газопровод природного газа окрашивается в желтый цвет без дополнительных колец;
  • трубы для передачи ацетилена окрашивают белым;
  • изделия для подачи кислорода имеют голубой цвет;
  • сжатый воздух обозначается глубоко-синим;
  • передача углекислоты обозначается оранжевым.

Покраска газовой трубы, проходящей по фасаду здания и на улице,редко когда выполняется по всей длине. Во-первых, магистрали имеют слишком большую длину, а, во-вторых, разноцветные отрезки портят внешний вид фасада. Окрашивают, как правило, отдельные участки с тем, чтобы обозначить систему.

Рекомендуется окрашивать металлические газоводы на фасаде здания в цвета, которые уменьшают тепловое действие солнечных лучей.

Опознавательное окрашивание используют на определенных участках: в местах соединений при разветвлении. Покраска газовых труб на фасаде дома, проходящих сквозь стену, обязательно должна включать соответствующий цветовой маркер. Окрашивание, проходящей сквозь стену трубы.

Внутри здания или жилища газовые трубы окрашивают в соответствии с требованием интерьера. Как правило, базовое окрашивание погонных метров газопровода белое. Проходящую сквозь стену газовую трубу специально не маркируют. Услуги по окрашиванию оказывают сами строители.

Этап очистки трубы

Поверхность магистрали очищается от старого КМ двумя способами:

  1. После пескоструйного метода изменяется структура поверхности, появляются шероховатости. Удаляются загрязнения, старая краска, следы коррозии в нефтемагистрале, в трубах водо- и газоснабжения. Коммуникации из пластика и ПВХ под мощным давлением вещества становятся чистыми и неповрежденными. Абразивный компонент работает в тандеме со сжатым воздухом. Шероховатая поверхность усиливает адгезию трубопровода с КМ. Пескоструйный метод – это ответ на вопрос как очистить трубу от краски в труднодоступных местах. Обработанная поверхность полностью готова к окрашиванию. Используется мобильный аппарат, который и подает сильный поток на трубы.
  2. Структура поверхности не меняется после бережной гидроструйной очистки. Специальным аппаратом подается вода, подаваемая насосами высокого давления. С поверхности снимается старый краситель, покрытие лаком, жир, следы ржавчины. Недостаток метода в невозможности проводить очистку при морозах, замерзает вода.

Окрашивание газопровода

Для ветки, транспортирующей газ, важно быть защищенной от коррозии. Поэтому для газовой линии краска приобретается с запасом. Экономить в этом случае опасно.

На улице применяются любые наружные составы, которые спасают от коррозии:

  • классический вариант – эмаль ПФ-115 алкидная. Эмаль ПФ-115 `ВИТеко` 1,8кг. Желтая, цена 174 рублей. Алкидная эмаль противостоит атмосферным явлениям. Образуется плотный защитный слой со сроком службы не меньше 5 лет, еще один плюс – невысокая цена;
  • полиуретановый краситель востребован из-за высокой адгезии с трубой и эластичности. Покрытие эффективно служит на протяжении 10-12 лет. Полиуретол (УФ) — сверхпрочная двухкомпонентная полиуретановая грунт-эмаль 3 в 1 по ржавчине, цена 34 рубля /м 2 ;
  • эпоксидная двухкомпонентная краска Эпостат характеризуется стойкостью к износу, но эластичность покрытия меньше, чем у полиуретанового.
  • электропроводное вещество покрывает коммуникации на долгие годы, обладает высокими антикоррозийными свойствами.

Важно: старый слой краски с газового трубопровода запрещено снимать с помощью обогревательных приборов. В остальном красится ветка, транспортирующая газ, как и любая металлическая труба.

Внутри частного домовладения цвет коммуникаций не регламентируется. Он может быть приближен к цвету интерьера. Но по техническим характеристикам покрытие не может быть паропроницаемым. Иначе не будет изоляции поверхности от кислорода и влаги.

Какая бы, краска не применялась для окрашивания газовых коммуникаций, процесс обработки разбивается на этапы:

  • участок, который готовится под покраску заворачивается в ткань, пропитанную смывкой;
  • через 20 минут снимается ткань и шпателем удаляется старый слой КМ;
  • следы ржавчины убираются щеткой по металлу, прежде чем обезжирить трубу перед покраской;
  • наносится обезжириватель;
  • грунтовка наносится в 2 слоя;
  • КМ покрывается толстым слоем. Валик для покраски труб газопровода не рекомендуется. Удобнее работать с небольшой кисточкой.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]