Реализация фантазии на стенах внутри квартиры или идеальное сочетание стиля и практичности – барельеф своими руками


Что такое барельеф в современном интерьере

Присутствие барельефа в интерьере позволяет выполнять декоративные и утилитарные функции. К примеру, рельефом на стене можно замаскировать неровность. Также это эффективное решение, чтобы надежно спрятать элементы инженерных сетей. В других случаях при помощи рельефных изображений разграничиваются зоны в жилых помещениях или используется прием визуального искажения пространства.

С помощью барельефной техники создаются объемные рисунки любой сложности – от простых выпуклых геометрических фигур до целых пейзажей с детально проработкой . Ассортимент габаритов столь же многообразен.


Применение барельефов дает довольно широкий простор для оформления интерьеров

Виды барельефов

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

Виды барельефов

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф “Дерево Климта”

Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  1. Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  2. Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  3. Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  4. Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Рельефные панно

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Что можно украсить барельефом

Большинство произведений именитых мастеров украшают фасады зданий либо они красуются на постаментах статуй. В то же время даже в обычной квартире найдется несколько мест или поверхностей для такого элемента. Барельефом можно украсить различные части помещения:

  1. Дверные проемы, а также сами двери, камины, ниши, арки, торцевые части предметов мебели.
  2. Стеновые поверхности – самое удачное место для барельефов средних либо больших габаритов.
  3. Миниатюрные элементы станут прекрасным украшением рамок для семейных фотографий, зеркал, шкатулок.

Что касается конкретных фигур, то здесь все зависит от фантазии. Это могут быть гарцующие пони или лошади покрупнее, дерево, укутанное снежной шубой, ниспадающие потоки воды с горы либо скалы, ромашки, бабочки. Подобные композиции будут уместны на стенах разных комнат – от кухни и столовой до спальни в квартире .


Барельефы легко, органично вписываются в разные стили дизайна помещений разного назначения

Как сделать алебастровую смесь для барельефов

Если вы используете силиконовые формы, смазывать ничем их не нужно. А вот если заливаете гипс в пластиковую пасочку, то нужно хорошенько смазать её подсолнечным маслом.

Смесь для заливки делаем так:

  • 2 части гипса
  • 1 часть воды

Порошок всыпаем в воду постепенно, постоянно помешивая, не допуская образования комочков.

Слишком интенсивно мешать не нужно, нет никакого смысла, вы только перенасытите субстанцию кислородом и готовая фигурка может быть покрыта пузырьками.

Затем заливаете её в выбранную форму, вровень с её краем. И отдыхаете, примерно сутки.

В общем-то, гипс схватывается гораздо раньше. Но чем дольше простоит фигурка в форме, тем она будет крепче и шанс повредить её, доставая, будет равняться нулю.

Преимущества и недостатки барельефа на стене

Барельеф считается отдельным видом отделочных работ и имеет положительные стороны. Главный плюс – это возможность создания оригинального интерьера в любом помещении. Среди других преимуществ можно выделить:

  1. Эффективная игра теней, позволяющая создавать особое ощущение пространства, которое способно меняться при переключении источников освещения.
  2. Маскировка значительных перепадов стен.
  3. Визуальный способ зонирования комнат с плавными переходами.
  4. Создание оригинальных композиций.
  5. Возможность самостоятельно создавать объемные изображения, без привлечения специалистов.
  6. Эффективное сокрытие тех элементов, которым лучше не попадаться на глаза.
  7. Создание барельефов формирует особый шарм и подчеркивает индивидуальность хозяина квартиры или загородного особняка.

Эти плюсы ощущаются только в случае соблюдения технологии в ходе формирования выпуклых орнаментов. Однако следует знать и о ряде недостатков :

  1. Для новичков процесс покажется трудным, в особенности, когда создается сложная композиция с множеством мелких деталей. По этой причине такая работа доверяется профессионалам.
  2. Высокая стоимость.
  3. Владеть художественными навыками хотя бы на базовом уровне.
  4. Ремонтировать такую поверхность в случае повреждения крайне тяжело.
  5. На любом барельефе быстро скапливается пыль.

Если есть желание украсить жилище объемным рельефом разной высоты, необходимо учитывать как имеющиеся плюсы, так и недостатки.


Барельеф визуально меняет помещение, скрывая недостатки стенной поверхности

Применение декоративного нестандартного оформления стен: барельеф и его актуальность


Применение в оформлении стен техники выполнения рисунков в виде барельефа делает пространство оригинальным, придает помещению атмосферу изысканности. Барельеф – это лепнина, известная и применявшаяся при отделке домов с древнейших времен. Она имеет и практическое значение: визуально скрывает коммуникации или кабели, деффекты стены. Особенно эффектно смотрится объемная фигура над кроватью.

Сегодня дизайнеры вновь задумываются над совмещением элитного оформления интерьеров с недорогими по цене материалами. Поэтому такой вариант декора стены станет не только интересным, но и довольно экономичным способом ремонта.

Гипсовый рисунок хорошо сочетается как с классическим стилем в интерьере, так и с весьма креативным, его можно заново окрашивать при смене общего цветового решения в квартире.

Материалы для создания барельефа

Изначально композиции создавались только из камня либо дерева. Но сегодня ассортимент материалов расширен. Барельеф можно сформировать как с помощью ручной техники, так и литьем. Используется все, что режется, поддается лепке, а также пригодно для заливки в деревянные формы. Это такие материалы :

  • полимеры;
  • декоративные смеси;
  • гипс;
  • известняк;
  • глина;
  • камень;
  • дерево.

Из всех материалов стоит выделить гипс, который не дает усадки, пластичный, быстро твердеет и экологичен. Разведенный водой гипсовый порошок образует тесто, из которого легко делать тонкие линии. Застывший барельеф из гипса поддается шлифовке и резке.

В случае послойного формирования рельефного орнамента требуется каждый следующий слой шпаклевки обработать грунтовкой глубокого проникновения, чтобы получалось шершавое и клейкое покрытие.


Многие современные отделочные смеси можно применять для создания лепных изображений

Из чего сделать барельеф? Материалы, инструменты

Сразу оговоримся: пошаговые технологии и полный перечень всех составляющих будет указан ниже, в соответствующем разделе.

Сначала мы перечислим только основное, что нужно иметь:

  • Алебастр;
  • Клей ПВА;
  • Финишную шпаклёвку;
  • Воду.

Это основа основ, а вот вспомогательные материалы уже зависят от вида рисунков, с какими мы и разберёмся здесь и сейчас.

Самые солидные барельефы выходят из алебастровой массы, залитой в формы.

В зависимости от вида последней, вы можете получить абсолютно любую конфигурацию выпуклого рисунка: фрукты, цветы, ракушки и даже классические капители.

Главное тут – просто найти подходящую форму, а остальное уже просто мелочи. Залить гипс вовсе несложно.

Вот примерно такие элементы декора можно сделать за какой-то час. Это морская тематика, а вы вольны выбирать что угодно, на свой вкус.

Эти ракушки вылиты с помощью обычных детских пасочек для песка и прикреплены к листам гипсокартона. А обрамление рамки выполнено готовыми пенопластовыми багетами, которые обычно крепят на стык потолка и стены.

Вроде, ничего сложного. Гипса полно в строительных магазинах. Но где ж взять удачную форму?

Тут придется вас огорчить, выбор не так и велик: мало найти просто визуально подходящий по виду образец, нужно ещё, чтоб материал выдержал нагревание гипса во время застывания.

Да-да, он разогревается достаточно сильно и расширяется! Поэтому, формы для изготовления мыла, допустим, не подойдут. Они просто лопнут и всё, так как сделаны их слишком тонкого пластика, не самого лучшего качества.

Нужно что-то посущественней, типа тех же пластмассовых пасочек, а ещё лучше – силикон для выпечки. Ему не страшны никакие метаморфозы материала, так как он рассчитан и на большой нагрев и на растяжение.

И главное, вынимать из него готовое изделие куда проще, чем из чего-то жёсткого.

С этим видом барельефа своими руками мы поверхностно разобрались, а детальное описание процесса мы вам дадим ниже, в соответствующей подрубрике. Там же вы найдёте полный перечень необходимых материалов и приспособлений для каждого из видов картин своими руками.

Но кроме отливки, есть и другие варианты исполнения.

Например, барельеф из готовых гипсовых статуэток! Смотрится такая картина чрезвычайно дорого, а вот конечная её цена не может не радовать.

Особо красиво смотрятся панно с различными греческими персонажами мифов, например, Афродитой или маленькими ангелами.

Если брать этих дам из гипса, а не мрамора, то такая покупка не ударит по карману. Но и это ещё не все варианты!

Вы можете сделать очень милую композицию, используя обычные цветы из материи, видов которых в магазинах сувениров не счесть. Кроме этого, можно использовать шишки и прочие подходящие формы. Выглядеть это будет так:

Барельеф из гипса можно сделать съёмным, как обычную картину, а можно и монолитными, как одно целое со стеной, как вы уже видели на верхнем рисунке с ракушками.

А если вы умеете рисовать, то для вас не составит труда сделать объёмный рисунок прям из шпаклёвки, не используя никаких вспомогательных средств и форм. Но для этого нужно иметь художественный вкус и самые элементарные навыки лепки. Вот что может получиться:

Или даже так, но для этого надо быть мастером.

Вот, собственно и все методы, доступные практически каждому. А теперь давайте перейдём к конкретике и начнём наконец-то делать, а не мечтать!

Необходимые инструменты

Для создания различного вида лепнины понадобятся специальные инструменты, которые найдутся во многих строительных супермаркетах или магазинах, посвященных творческой деятельности.

Смешивать раствор специалисты рекомендуют в полусферической емкости . Подходит половина мяча, поскольку не требуется ничего соскабливать и очищать от прошлого замеса и подготовиться к новой порции. Достаточно вывернуть мяч наизнанку. Самодельная емкость лишена углов, за счет чего удобно размешивать и набирать смесь.

Для формирования некоторых элементов барельефа понадобятся мастихины . Внешне они выглядят как лопаточки различных форм. Такими инструментами легко сделать виноградные лозы. Для работы нужны будут как вогнутые, так и выпуклые мастихины.

Но в силу дороговизны лопатки заменяются ложками – кофейными, чайными, десертными, столовыми. Удобны в работе столовые приборы из пластика. Если нагреть ручку ложки, можно придать ей желаемую форму. Многими мастерами замечено, что за пластиком раствор хорошо тянется. В качестве основного инструмента используется алюминиевая ложка, а пластиковая служит дополнением.

При помощи художественного ножа создаются мелкие детали фактуры. Вместо него подойдет сапожный аналог. Кондитерский шприц с насадками либо медицинский помогает наносить тонкие линии. Еще нужны две кисти – плоские и круглые в количестве 2 штук.


Набор инструментов и приспособлений для формирования рельефа довольно обширный

Методика самостоятельного изготовления матрицы для барельефа

Никаких сверхсложных действий предпринимать не нужно. Следует подготовить такой набор материалов:

— рисунок-эскиз (узоры, линии, геометрические фигуры и т. п.);

— нетолстые листы прочного пластика. Каждый трафарет используется однократно, поэтому следует припасти достаточное количество ПВХ-листов;

Рекомендуем: Как подобрать шторы к интерьеру – виды портьер и советы по выбору

— канцелярский скотч;

— графитовый карандаш, маркер перманентный.

После приготовления, следует выполнить манипуляции в полном соответствии с пошаговой инструкцией:

1. Выбор готового орнамента или самостоятельное его начертание. Можно подобрать интересные варианты на тематических сайтах или в специальных альбомах.

2. Приготовление материала для трафарета. Здесь, нужно очистить лист пластика от упаковки или загрязнений, если таковые имелись. Дополнительно рекомендуется обезжирить его поверхности.

Совет! Оптимальными заготовками для клеше будут листы ПВХ-пластика (толщина 0,14-0,17 мм) для обложек брошюр. Этот материал гибкий, очень прочный и прозрачный, а последнее свойство значительно облегчит перенос рисунка с трафарета-эскиза!

3. Вырезание трафарета. Края на срезах должны быть ровными и чёткими, нельзя допускать образование заусенец или надрезов – они могут испортить будущий трафарет, что в виде неровностей отразится на финишном результате.

4. Нанесение рисунка на пластик. Это можно осуществить несколькими простыми способами:

— используя копировальную бумагу, когда запланированный орнамент напечатан на тонкой бумаге;

— обводка контуров узора, подложенного под лист прозрачного пластика;

— аккуратное очерчивание вырезанных из плотного картона форм.

Подсказка! Чтобы не происходило смещений, необходимо лист с основным рисунком надёжно закрепить скотчем к поверхности пластикового листа!

Популярные виды рисунков для барельефа

В качестве панно актуальны различные сюжетные композиции. Они могут занимать всю поверхность стены либо располагаться в углу. Особой популярностью пользуются рисунки природы. Причем не только разнообразная растительность, но и представители животного мира.

Природа

Барельеф в виде пейзажа подходит интерьерам в классическом стиле, а также другим вариантам – арт-нуво, модерн, ампир, рококо. Что касается конкретных реализаций, то можно изобразить небольшой лесной участок. Другой вариант – морская композиция. Например, создать коралловый риф, «пустить» косяк рыб, «посадить» несколько водорослей. А то и вовсе «подарить жизнь» тритону.


Природа

Сакура

Создание барельефа в виде сакуры придется по вкусу любителям японского колорита. Дополнить образ можно драконами. Ветка растения из семейства Розовых станет гармоничным украшением на вертикальных кухонных поверхностях или стенах прихожей.


Сакура

Роза

Барельефы роз на стенах – это гармоничный декор стен в спальне. Классической стилистике подходят пышные чайные розы. Цветки желательно раскрасить соответствующими оттенками. Россыпь из маленьких розочек актуальна для любой комнаты. Если грамотно подойти к выбору цвета, то объемное изображение прекрасно смотрится на фоне камня либо фактурного кирпича.


Роза

Виноградная лоза

Фактурный рисунок виноградной лозы символизирует итальянскую изысканность. Это удачный декор для украшения колонн или пустующих ниш. Белую лозу можно поместить на окрашенные поверхности. На белых стенах хорошо заметен акцент из цветной лозы.


Виноградная лоза

Яблони

Орнамент дерева, независимо от размера, также подходит любому помещению. Тем не менее с особой осторожностью стоит отнестись к прихожей. Выпуклый барельеф в этой комнате способен визуально уменьшить пространство и без того небольшого помещения.


Яблони

Птицы

Создавать барельеф в виде пернатых крайне сложно и в особенности для новичков. У всех птиц без исключения есть перьевой покров разного типа. Следовательно, при необходимости «населить» квартиру или дом птицами, стоит запастись большим количеством терпения и временем. Придется вычерчивать каждое перо и скорее всего вручную. Конечно, можно создать контур птицы, однако желаемого эффекта не добиться.


Птицы

Цветы

Симметричность форм, а также простота линий позволяет создавать любые объемные изображения цветов. Нетрудно «посадить» лилии, тюльпаны или другие вариации. При подключении собственной фантазии рождаются оригинальные растительные образы.


Цветы

Другие виды рисунков

Формирование рисунков с объемной фактурой может затрагивать любые виды и темы. Итоговый результат зависит от личных навыков, умений, а также практики мастера. Чем большим будет создаваться изображение с включением мелких деталей, тем труднее и кропотливее работа.


Абстракция


Животные


Морская тематика

Разновидности барельефов

Барельеф

Прежде чем приступить к созданию барельефа, следует ознакомиться с его разновидностями. Изображение должно выступать над поверхностью стены не более, чем на половину объема. Если же композиция будет выступать больше, чем наполовину, то ее принято называть горельефом.

Создать объемный рисунок на поверхности стены можно с помощью отлива цельной формы, а также собрать его из отдельных элементов. К остальным типам барельефа следует относить:

  1. Орнаментальные — композиция, состоящая из орнаментов и узоров
  2. Сюжетно-изобразительные — барельефы, в центре которых находится какая-то картина
  3. Сплющенные — объемные изображения, между деталями и плоскостью которых принято соблюдать минимальное расстояние
  4. Облицовочные — композиции, которые используются при проведении работ облицовочного характера. Чаще всего такие барельефы создаются в качестве орнаментальных
  5. Живописные — плоские фигуры, на которых можно заметить элементы природы
  6. Многоплановые — во время работы применяются разные компоненты, эффект теней, контрасты

Объемная композиция

В кухне подходящим вариантом станут объемные композиции с изображением домашних животных, утвари, овощей и фруктов. Для оформления детской спальни лучше выбирать легкие и яркие панно с героями из сказок и мультиков, которые, будто статуи, расположились в стене.

Как сделать барельеф на стене своими руками

Как отмечают специалисты, научиться создавать барельефы своими руками для начинающих мастеров лучше с простых узоров. Формировать сложные орнаменты тяжело, в особенности, когда нет соответствующего опыта.

Существует три основные техники по созданию элементов барельефа:

  • гипсование;
  • литье;
  • лепка.

Гипсование – слой гипса наносится поверх модели подходящей формы. При такой технике создаются мобильные (I тип), а также статичные (II тип) формы. Первые создаются в отдельной деревянной коробке, после чего крепятся к стене при помощи клея (легкие картины) или саморезов (увесистые орнаменты). Вторые создаются непосредственно на самой поверхности, где она займет свое место. Модели после застывания гипса не удаляются, а служат основой для создания барельефа.

Литье – используются модели-формы, которые убираются, когда гипсовая масса застынет (III тип). В этом случае для начала изготавливается модель необходимой форме. Далее с ее помощью делается изложница, чтобы потом отливать нужные детали. Такая техника подходит начинающим мастерам, поскольку легче трудиться над моделью, что избавляет от ошибок на поверхности.

Лепка – процесс выполняется непосредственно на вертикальной поверхности. Поэтому необходимо обладать начальным опытом. Данная техника успешно применяется для создания крупных барельефов. Причем при необходимости и в зависимости от сложности изображения можно даже зайти на соседние стены либо потолок. Новичкам желательно предварительно потренироваться на листах фанеры, гипсокартона.


Обладая художественными навыками и минимальным опытом лепки, справиться с созданием барельефа своими руками намного проще

Подготовительные работы

Вне зависимости от технологий создания барельефов, каждая из техник включает обязательный подготовительный этап. Выравнивается основание, и тщательно очищается поверхность, чтобы увесистый барельеф прочно удерживался в целях обеспечения безопасной эксплуатации. Пошагово выполняется следующий перечень операций :

  1. Удаляется старая отделка – обои, краска, побелка, отслоившаяся штукатурка.
  2. Очистить стены от масляных следов, ржавых пятен, очагов, пораженными болезнетворными микроорганизмами. Лишние крепежные элементы убираются, а те, которые нужно оставить, обязательно изолировать.
  3. Провести ремонт дефектов – трещин, сколов, впадин, стыков.
  4. Убирается пыль.
  5. Поверхность предварительно грунтуется и высушивается.
  6. При необходимости выполняется выравнивание стен.

Сразу изготавливаются статичные модели для последующего гипсования, а также мобильные (по первому типу техники). Формируются цветочные лепестки, листья, ягоды из гипсовой штукатурки или пенопласта. Поверхность созданных изделий грунтуется и обязательно сушится. В тех местах, где будут делаться утолщения, вкручиваются метизы для более надежной фиксации барельефа.


Перед началом работ, нужно провести некоторые обязательные подготовительные мероприятия

Создание и перенос эскиза

Желательно, чтобы тематика рисунка соответствовала функциональному назначению комнаты. В квартире для гостиной уместны пейзажи, детской комнате подойдут сказочные создания, а в обеденной зоне лучше создать аппетитный натюрморт. Офисные мотивы будут разительно отличаться, ведь в таких помещениях царит преимущественно рабочая атмосфера.

При наличии художественных навыков особых сложностей в создании эскиза барельефа и переноса его на стену не должно возникнуть. Но не у каждого новичка есть соответствующие умения, а потому им поможет ряд способов :

  • На распечатанном изображении, а также месте, где будет расположен рисунок, чертится сетка в нужном масштабе. Клетки служат ориентиром для обозначения контура орнамента.
  • Выбранный рисунок распечатывается на принтере в полном размере.
  • На линиях распечатанной картинки делаются отверстия. Теперь рисунок прикладывается к стене, после чего тампонируются отверстия ватой или губкой, обмакнутой в угольном порошке.

Эскиз барельефа тщательно прорисовывается. У крупных панно сразу прорабатывать весь набросок необязательно – достаточно обозначения основных линий и оформляемой зоны.


Идею рисунка подбирают соответственно назначению помещения

Создание армированного каркаса

Если барельеф имеет большую выпуклость, необходимо сделать на стене специальный каркас. Создается он из проволоки – для основных веток берется алюминиевая, а для отходящих мелких веточек – мягкая медная. В случае с низкорельефным панно проволока заменяется шнуром.

Для получения сбега вдоль шнура уменьшается количество прядей. Шнур обмакивается в гипсовой болтушке, после чего выкладывается по линиям рисунка. Выполнять это лучше на пленке – после высыхания ветку нетрудно снять и приклеить к поверхности стены при помощи гипсовой смеси. Для рисунка толщиной более 2 см каркас делается по контуру, отступив на 10-30 мм для лепки. Каркас из проволоки следует обмотать бинтом, который предварительно смачивается в гипсовой болтушке (консистенция должна напоминать кефир). Обмакиванию подвергается сам рулончик бинта. Для усиления крыльев, листовых пластин рекомендована металлическая сетка.


Особо выпуклый барельеф может потребовать изготовления на стене специального каркаса

Формирование основного рельефа

Барельеф из шпаклевки создается нанесением по участкам. Шпаклевочный состав наносится на стену удобным для работы инструментом. Утолщения создаются за несколько проходов. Чтобы верхние слои лучше сцепились с основанием, низы не нужно разравнивать. При этом основная его часть формируется большим инструментом (шпатель, кельма). Иногда мастеру придется подключать собственные руки.

При больших габаритах «высокого» участка саморезы равномерно распределяются по всей его площади. Крепеж вкручивать таким образом, чтобы они служили ориентиром в ходе наложения слоев шпаклевки. Над шляпками метизов оставлять примерно 1 см для лепки.

К стене крепятся детали, которые были заготовлены отдельно. Стыки заполняются гипсом. Когда состав высохнет, сформированное объемное изображение выравнивается наждачной бумагой.


Основной рельеф выполняется крупным инструментом

Формирование мелких деталей

В тех местах, где нужная высота достигнута, сразу начать формировать поверхность барельефа. Далее следует переходить к мелким деталям и в последнюю очередь – фактуре поверхности. На этом этапе будут нужны кисточки, мастехины, шприцы. Излишки массы удаляются ножом.

Не стоит готовить сразу много раствора на мелкие детали, поскольку оформление мелочей занимает время.

Не всегда панно содержит массивные элементы. Для неглубокого рельефа детали создаются переносом смеси на поверхность при помощи кельмы. В ходе нанесения состава следует стараться размазать его в целях обеспечения прочного сцепления.

Для узких и маленьких элементов смесь удобнее наносить мастихином . Нанеся массу, необходимо приступить к формированию поверхности при помощи лопатки, стамески, скальпеля. С их помощью создается тонкий рисунок.


Готовить много раствора для выполнения мелких деталей не следует

Корректировка стамесками

При использовании резцов (стамески, скальпеля, ножа) линии узора становятся четкими. Гипс легко поддается резке инструментом по дереву. За счет такой способности материала можно создать тончайшие узоры, а также проводить корректировку сложных форм.

Шлифовка

Сглаживание и устранение шероховатостей на поверхностях барельефа выполняется наждачной бумагой. Работу следует начинать, когда штукатурка полностью высохнет. На начальном этапе берется среднезернистая бумага для получения желаемых очертаний. В завершение нужно обработать поверхность наждачкой с мелким зерном. На последнем этапе щеткой убирается вся пыль, а на барельеф наносится грунтовка.


Для шлифования гипсовых составов большого усилия прилагать не нужно

Окраска

Объемные картины ценятся за счет игры теней, что проявляется при монохромном цвете. Но некоторые идеи дизайна требуют окраску либо тонирования изображения. До окрашивания следует дать лепнине полностью просохнуть, после чего она прокрашивается поверху.

Гипсовое рельефное украшение окрашивается специальными красящими составами. Сразу после нанесения краски она растушевывается при помощи влажной губки. Тем самым создаются тонкие полутона. С акриловыми красками есть возможность получить резкие переходы цветов.

Когда высыхает гипс, краски блекнут. С целью вернуть оттенок, барельеф обрабатывается бутадиен-стирольным латексным составом. Излишки латекса впитаются и улетучатся. Покрыть лаком поверхность можно через неделю или две.


Перед окрашиванием дожидаются полного высыхания лепнины

Организация подсветки

Созданный настенный рельеф может «ожить» за счет подсветки. Однако к этому нужно подходить грамотно и до начала работ провести скрытую проводку на стенке к источнику освещения .

Необходимо позаботиться о надежном креплении светильников, а также подобрать нужную мощность и подходящий дизайн. Они не должны давать слишком яркого света.

Подсвечивать рельефные узоры лучше светодиодными линейными либо точечными световыми проборами. Дизайн светильников стоит подбирать в соответствии с общей стилистикой помещения и созданного декора.


Чтобы оживить рельефное панно, нужна грамотная подсветка

Художественная гипсовая лепка в квартире своими руками: пошаговое руководство

Первые шаги по созданию барельефа лучше начинать с использованием простых инструментов и материалов.

Инструменты

Перечень необходимых инструментов для создания барельефа своими руками:

  • картон, если планируется самостоятельно вырезать трафарет либо трафарет в готовом виде;
  • наждачная бумага для затирки;
  • малярная лента;
  • нож, шпатель и штукатурный или скульптурный стек;
  • кисточка;
  • пульверизатор с чистой отфильтрованной водой;
  • фломастер на масле, если планируется выделить контуры цветом;
  • скребок;
  • хозяйственные перчатки.

Рельефные узоры получатся особенно четкими, если использовать для их создания специальную форму.

Материалы

В качестве материалов лучше использовать шпатлевку. Главное условие – она должна быть гипсовой, иначе созданная фигура легко разрушится. Такую шпатлевку можно купить в готовом виде либо смешать самостоятельно.

Список материалов для барельефа:

  • гипсовая шпатлевка в объеме около 3 кг;
  • грунтовка аналогичного веса;
  • акриловая краска;

Полиуретановая лепнина высокопрочная, по фактуре она напоминает гипс. Материал выдерживает перепады температуры, влажность, небольшие механические повреждения. Поверхность фигуры окрашивается в любые оттенки, на нем легко создавать эффект под старину.

Заготовки для будущей лепки из гипса

Очень важна подготовка поверхности под нанесение объемных форм. Поверхность должна быть ровной, иначе рисунок исказится, а его сцепление с поверхностью будет не надежным.

При сооружении модели используются специальные формы.

Приготовление раствора из гипса или штукатурки

Наиболее подходящим штукатурным составом являются продукты линейки от «Knauf», например, «Rotband Knauf». Эту готовую к нанесению на стену смесь нужно разбавить водой строго в соответствии с условиями по ее эксплуатации, указанными на упаковке производителем.

Допускается использование других штукатурных смесей. Главное условие – материал должен быть качественным от проверенного производителя, пластичным, а его структура – без образования комков.

Когда необходимо применять проволоку


Для тонких и изогнутых линий необходимо использовать проволоку. Она придаст прочности хрупким элементам, создаст своего рода каркас для утонченных деталей, предохраняя их от деформации.

Как выкладывать рельефный рисунок на стену

Заготовленный трафарет необходимо зафиксировать на стене малярным скотчем. Для этого нужно приложить его к поверхности и плотно прижать, оставляя отверстия свободными. В эти отверстия закладывается смесь.

Крепление и высыхание

Через некоторое время смесь начнет затвердевать. В это момент семь схватывается со стеной.

Дальнейший процесс моделирования барельефа на стене:

  • трафарет нужно аккуратно удалить;
  • штукатурным стеком необходимо заполнить пустоты;
  • сбрызнуть элементы водой;
  • отмоделировать каждый изгиб рисунка кисточкой;

Оставить до полного высыхания, после чего затереть скребком.

Тонирование


Перед тонированием необходимо выполнить шлифование модели. Для этого необходимо взять мелкую наждачную бумаги и потереть равномерно по выпуклым и вогнутым местам по всей поверхности фигуры круговыми движениями.

Далее кисточкой необходимо удалить гипсовую пыль, тщательно вычищая ее из узких вогнутых мест. После чего, фигуру покрывают тонким слоем грунтовки, например, специальным лаком-грунтовкой для защиты от разрушающего воздействия солнечных лучей или налипания пыли. Если предусмотрено окрашивание стен – далее нанести краску в два слоя, давая просохнуть каждому.

Создание барельефа на конкретных примерах

Чтобы ясно понять, что представляет собой процесс создания барельефа, стоит рассмотреть несколько конкретных вариантов.

«Лилии»

Для работы подходит марсельский воск. Весь процесс включает несколько последовательных операций:

1. Обезопасить стены, двери и прочие поверхности от попадания используемого состава. Делается это оклейкой всего рабочего пространства малярным скотчем.

2. Основа шпаклюется, сушится, потом грунтуется. Для данного этапа лучше использовать грунтующую краску, поскольку в ее составе имеются песчинки – они после высыхания образуют шершавое покрытие. На такой поверхности следующие слои материала прочно держатся. Высыхание краски-грунта занимает от 2 до 3 часов.

3. На рабочую поверхность кельмой наносится первый слой марсельского воска. Материал застывает быстро – 3-4 часа.

4. В верхней части стены крепится прозрачная пленка. Она должна закрыть собой всю рабочую поверхность. Только нижний край пленки не фиксируется, чтобы можно было беспрепятственно отгибать.

5. На пленке маркером прорисовывается эскиз лилий согласно собственной фантазии. Можно закрутить линии стеблей, придать бутонам цветков и листьям оригинальный облик.

6. После завершения рисунка перейти несению марсельского воска под пленкой согласно наброску. Сначала в работе используется кельма, а после мастихин.

У марсельского воска белый цвет, но, чтобы оценить старания лучше, нанести на высохший барельеф слегка подкрашенную воду. Теперь будут заметны места, где не хватает правдоподобности, куда добавить материала или скорректировать форму линий стеблей, цветков или листьев. Процедура корректировки барельефа в соответствии с эскизом и реалистичностью может занять от двух суток до недели .

Когда барельеф примет нужную форму, необходимо дать составу застыть, потом нанести второй слой. Используется акриловая краска желаемого оттенка. Готовится состав согласно инструкции. На просушку лакокрасочного материала отводится от 5 до 8 часов.

После окрашивания наносится финишный слой. Здесь подходит декоративная краска отточенто. Состав наносится при помощи широкой кисти на всю рабочую поверхность в два слоя с просушкой каждого. Продолжительность сушки между слоями – от 1 до 3 часов.


Барельеф цветов лилии

«Тюльпаны»

Подготовительный и рабочий этап выполняется по знакомой схеме:

  • после штукатурки, покрытие окрашивается краской-грунтом;
  • наносится марсельский воск;
  • крепится пленка;
  • чертится эскиз;
  • создается сам барельеф;
  • поверхность окрашивается, в том числе и составом отточенто.

Чтобы придать тюльпанам реалистичный и гладкий вид, бутоны лучше создавать вручную. Дополнительно поверхность цветов лучше обработать слегка смоченной губкой.


Барельеф тюльпаны

«Дерево»

Весь процесс создания барельефа дерево на стене может включать уже знакомые операции. Конкретно данный вид объемной фактуры выполняется следующим образом:​

1. После подготовки стены, с кальки переносятся линии изображения.

2. Готовится густой шпаклевочный акриловый состав с включением кварцевого песка.

3. При помощи мастихина начинается формирование основного ствола с верхних толстых веток, опускаясь ниже к основанию. Если передний план ствола сделать толще, а к краям наоборот снизить, тем самым фактура создается более объемной. Далее проработать другие заметные ветви и просушить все в течение суток.

4. Наносится второй слой декоративной штукатурки для создания фактуры древесной коры. Ствол еще раз просушивается, затем обрабатывается наждачной бумагой.

5. На дальнем плане наносится белая подложка. А именно под ветки на небо, проводя сверку с эскизом барельефа.

6. Белый ствол окрашивается краской коричневого цвета. При этом тщательно промазываются неровности. Не дожидаясь, пока поверхность высохнет, начать протирать тряпкой, что позволяет получить вид коры дерева.

7. Последующие слои наносятся при помощи валика и разного цвета. Для 3 – серый, 4 – оттенок охры, 5 – используется лессирующий состав с включением белил. В результате усиливается контраст, а кора обретает естественный оттенок. Ветки прокрашиваются не до самого верха, словно это еще молодые веточки.

8. Прорисовывается листва. Начинать с дальнего плана, для которого берется светлый зеленый оттенок, а для ближнего уже более темный и насыщенный цвет.

9. Готовый задний план покрывается лессирующей краской вместе с белилами, дать поверхности высохнуть и перейти к переднему плану. Благодаря прослойке создается эффект пространства, дерево обретает объем. Для последнего слоя используется светло зелёный цвет теплого тона. Создается свет и пространство в кроне.

10. Прикорневая зона расписывается в цвет земельного покрова с включением оттенков травянистых вкраплений.

Барельеф в виде дерева производит выразительный эффект, что позволяет задать соответствующий тон общей обстановке в помещении.


Барельеф дерево

Технологии барельефа

Создание барельефа на стенах в квартире (или на листах ГКЛ, если барельеф будет сборным) поэтапно осуществляется следующим образом:

  • Базовая поверхность очищается от старой отделки, выравнивается с точностью не хуже 2 мм/м, грунтуется и покрывается базовым составом или любой декоративной штукатуркой (см. также ниже). ГКЛ под сборный барельеф выравнивания не требует;
  • По базовому покрытию наводится фоновая фактура: поролоновым или ворсистым валиком, «прошлепыванием» поролоном либо войлоком, и т.п. На этом же этапе производится тонирование основы, см. ниже. Если базовое покрытие – декоративная штукатурка, наведения фактуры и тонирования не требуется;
  • Тем или иным способом (из указанных выше и описанных ниже) формируется рельеф. Во время формирования рельефа возможно тонирование аналогично таковому для основы;
  • При необходимости рельеф по полном высыхании прокрашивается поверху. Удобно поверхностное окрашивание делать специальными красками для гипсовой лепнины – они тут же растушевываются в очень тонкие полутона влажной губкой. Более резкие цветовые переходы дадут акриловые краски;
  • Полностью высохший рельеф покрывается бутадиен-стирольным латексом (продается в строительных магазинах). Краски на высохшей гипсовой лепнине блекнут, как на фресках, а обработка латексом восстанавливает их колера;
  • Спустя 1-2 недели, чтобы излишки латекса полностью впитались и улетучились, готовый рельеф по потребности лакируется акриловым лаком.

Как тонировать лепнину?

Из видео выше ясно, что формировать лепной барельеф нужно послойно. Для тонирования основы под рельеф и, если нужно, его деталей, слои накладывают тонкие, по 1-2 мм. Обычно слои замеса густоты нежирной сметаны наносят кистью и разглаживают ножом-мастихином. Замес для каждого слоя тонируют колером (пигментом) для гипса; чем глубже, тем темнее, или наоборот. Напр., для коры дерева берут коричневый пигмент все уменьшающейся концентрации, а для листьев зеленого по мере продвижения наружу добавляют. Следующий слой накладывают на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Фактуру с оттенками можно навести тут же кистью или потом затереть наждачкой-нулевкой либо, грубую на больших площадях, металлической щеткой. Подробнее о тонировании гипсовой лепнины см. след видео.

Видео: чем покрывать барельеф на стене

«Свободное» гипсование

Этот способ используется для создания высоких цветочных барельефов или низких узорных накладок из одноразовых бумажных салфеток. Из последних, применив как модель перевернутую и смазанную ланолином тарелку или миску, можно получить гипсовую вазу, но практический смысл ее более чем сомнителен. Базовый раствор, описанный выше, не используется. Он прочен, хорошо держит форму, но цвет его не чисто белый. Также не применяется тонирование из-за чрезмерного расхода материала; готовые элементы красятся.

Для гипсования готовят жидкий, почти водянистый раствор архитектурного гипса. В него окунают модель (искусственный цветок, салфетку) и кладут на доску, покрытую пластиковой пленкой. Цветы кладут в том положении, в котором они будут в готовой композиции, см. рис. Когда раствор схватится, окунают еще раз, потом еще, пока модель не загипсуется слоем толщиной от 1-1,5 мм.


Сушка искусственных цветов в процессе гипсования

Цветы для сушки кладут каждый раз в одном и том же положении. Таким образом на них образуются плоские площадки, позволяющие прочно приклеить их к основе. Клеят акриловой штукатуркой густоты сметаны или акриловым клеем. Можно клеить и ПВА.

Гипсование на месте

Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.


Лепной плафон под люстру

Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.

Обратное литье…

Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.


Обратное литье из гипса

Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.

Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.

Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.

Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!

В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.


Мини обратное литье из гипса

Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.

…и не обратное

В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.

Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.

Лепка

Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).

Плоская

Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.


Низкая лепка из гипса

О ветках

Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.


Ветки на барельефах из гипса

Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой

Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.

Острые ребра

На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.

Круглая

Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.

Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.


Лепка из гипса по каркасу

Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:

  • Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
  • В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
  • По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.

Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.

Особенности создания барельефа из разных материалов

Материалы, пригодные для создания объемного рельефа, обладают своими особенностями обработки. Для украшения интерьера подойдут бумажные изделия, которые окунаются в гипс и когда высохнут, развешиваются на стены, рамы и т. д. Но чаще всего выбирается гипс либо дерево.

Из цемента

Барельеф, находящийся с уличной стороны, создается из цементного раствора, так как он подвергается влиянию атмосферных осадков . Иногда вместо гипса берется шпатлевка с цементом, которая идет на создание панно. Однако для практичности лучше выбирать цементную либо цементно-полимерную штукатурную смесь.
Однако такой состав тяжелее, твердеет медленнее, нежели гипс, менее пластичен и дает усадку. Поэтому могут возникнуть сложности. По этой причине для создания барельефа из составов на основе цемента лучше подключать профессионалов.


Состав из цемента тяжёлый и мало пластичный

На основе монтажной пены

В некоторых случаях данный материал позволяет не только уменьшить время работы по созданию барельефа, но снять ограничения в отношении габаритов «изделий». На стенах легко сформировать «увесистые» на первый взгляд изображения. Из монтажной пены умельцы создают статичные модели, которые потом покрываются гипсом и окрашиваются.


Барельеф из монтажной пены можно сделать абсолютно любой

Из дерева

В создании деревянных барельефов нужны соответствующие инструменты. А именно фрезы разного типа:

  • коническая – для чистой обработки поверхности;
  • концевая – с ее помощью выполняется черновая работа.

Крупноразмерные барельефы требуют привлечение высокоточного оборудования, а также специального программного обеспечения.


Для создания барельефа из дерева кроме исходного материала понадобятся фрезы

Из ткани

Для создания оригинального объемного рельефа подходит ткань. Техника вызовет интерес не только у новичков, профессионалы также найдут в этом увлечение. Главный плюс – это полная свобода в импровизации с подключением собственной фантазии. Порядок работ:

  1. В отдельной емкости готовится смесь консистенции йогурта из гипса, алебастра, штукатурки и ПВА.
  2. Готовые изделия из ткани несколько раз окунаются в приготовленный раствор.
  3. Перед каждым последующим погружением нужно дождаться высыхания каждого слоя. Окунать до тех пор, пока не исчезнет прозрачность покрытия.
  4. Подсохшие поделки наклеиваются по периметру панно либо рамы.

Другой вариант – сделать отдельные композиции.


Техника изготовления барельефа из ткани прекрасно подойдёт новичкам

Из какого материала делают лепнину

Для создания объемных рисунков используются любые поддающиеся резьбе материалы или те, которое могут быть залиты в форму.

Перечень материалов для создания барельефа:

пластик; гипсовые смеси; камень; глина, в том числе — декоративная; декоративная штукатурка; древесина, в том числе бамбук; металл.


Пластиковые элементы легкие, недорогие, легко монтируются. Каменные или металлические барельефы более дорогие, но они смотрятся невероятно роскошно. Гипс считается экологически чистым материалом, не горючим и не поддерживающим процесс горения.

Реставрация и уход за барельефом

В случае откалывания отдельных частей, их нетрудно восстановить исходным составом. При этом, чтобы увеличить адгезию, ремонтируемая поверхность очищается и грунтуется. Далее на поврежденные участки (если их несколько) наносится разведенная гипсовая масса.

В ходе формирования барельефа необходимо стараться, чтобы переход оказался незаметным. Если рельефное изображение было окрашено насыщенными красками, которые со временем утратили свою яркость, то на рисунок наносится новый слой акрила. Панно, обработанное лаком, при загрязнении очищается водой либо мокрой тряпкой.


Создание барельефа своими руками – вполне посильная задача даже для новичка

Самостоятельно создать барельеф способен даже любой начинающий отделочник. Главное в такой работе – это терпение, усидчивость, а также готовность прорабатывать мельчайшие детали, на что требуется немало времени. При наличии творческого настроения сама работа может вызвать интерес. В случае успешного результата начинающие мастера усваивают полезный и ценный урок.

Была ли полезна для Вас данная информация? Поделитесь в комментариях!

Необходимые материалы и инструменты

Для создания барельефа понадобятся некоторые специфические инструменты, которые можно приобрести в строительном и художественном магазинах.

Перечень материалов и приспособлений, которые понадобятся для работы:

  • эскиз изображения;
  • полиэтиленовая пленка;
  • кельма;
  • карандаш;
  • маркер или ручка;
  • трафареты;
  • гипс или гипсовая шпатлевка (также можно использовать глину или алебастр);
  • специальная грунтовка;
  • малярные кисти;
  • мастихины (специальные лопатки разных размеров, которые используют для создания объемных изображений, могут быть пластиковыми или металлическими);
  • скульптурные петли;
  • малярный скотч;
  • резиновые перчатки;
  • для цветных барельефов – колер или краска нужного оттенка.

Этап № 2. Основная часть

Теперь переходят непосредственно к формированию барельефа. Это самый длительный этап, в процессе которого изображение постепенно становится рельефным.

  • Шпаклевку слой за слоем наносят на стену по нарисованному контуру.
  • Каждому слою дают просохнуть, а только потом наносят следующий.

Шпаклевка должна быть в меру густой, пластичной и твердеть постепенно.

  • Все детали барельефа прорисовывают мастихинами, а в сложных местах используют скульптурные петли.

Если детали будут очень выпуклыми, то в стену желательно вкрутить саморезы, которые будут армировать конструкцию. Это позволит барельефу сохранять форму и не осыпаться.

Использование отточенто

Смесь подготавливается в соответствии с инструкцией. Такие составы сохнут около 5 часов. На заключительном этапе необходимо будет нанести лишь финишный слой — отточенто или другой состав с такими же свойствами. Нанося этот материал для барельефа на стену своими руками, вы должны создать двойной слой на участке стены.

Между подходами следует дождаться полного высыхания. На это уйдет около 2 часов. Каждый элемент композиции должен быть хорошо прокрашен. Для того чтобы придать ей дополнительную объемность и выразительность, на отдельные участки наносится белое отточенто.

Подготовка

Все мастер-классы по барельефу начинаются с подготовки эскиза. Но самый первый, подготовительный шаг – это выбор помещения и стены, где планируется создание объемной композиции.

  • Сначала нужно продумать интерьер помещения, где будет находиться барельеф. Объемные изображения можно сделать в любой комнате, однако чаще всего их можно увидеть в гостиных и спальнях.
  • Затем нужно определиться со стеной, на которой будет создаваться барельеф. При этом нужно учесть, сколько места займет панно, хватит ли на него свободного пространства. Обязательно принимается во внимание освещение, т. к. от света зависит восприятие произведения. Если его недостаточно, имеет смысл организовать дополнительную подсветку барельефа.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Декоративные панели ПВХ: большие возможности с минимальными затратами

Теперь можно выбирать подходящий эскиз. Новичкам не стоит сразу браться за сложные многослойные и очень объемные фигуры. Для набора опыта можно ограничиться более простыми формами: листьями, цветами или плодами. Не следует сразу же пытаться выполнить сложную сюжетную картину, где есть много действующих лиц. Но и слишком примитивные изображения тоже брать нет смысла: они будут смотреться не очень интересно.

Начинающим мастерам проще работать с гипсом или гипсовой штукатуркой. Они пластичные, хорошо держат форму, быстро схватываются.

Важные советы, которые пригодятся на этапе подготовки

Барельеф отлично может вписаться в интерьер, оформленный в любом стиле, будь-то фьюжен или модерн. На первом этапе важно выбрать стену, где впоследствии будет рисунок. Вы должны подумать, какое освещение будет использоваться — естественное или искусственное.

Если вы не имеете опыта, то браться за жанровую картину с изображением охотников или диких животных не стоит. Наиболее подходящими в этом случае будут изображения плодов, листьев и цветов. Перед началом манипуляций необходимо посетить мастер-класс «барельефы на стене». Своими руками создаются такие «картины» многими домашние мастерами. Специалисты рекомендуют не выбирать примитивные изображения, однако рисунок и не должен быть слишком сложным.

Изготовление барельефа из гипсовой штукатурки: фотоотчет

Для рельефной картины на стене была выбрана морская тема — с рыбками, осьминогом, водорослями. Отличный вариант для получения первого опыта! Легкий рисунок, который можно формировать постепенно.

Вот такой рисунок на морскую тематику для первого изготовления барельефа

Подготовительные работы

Рисунок при помощи карандаша перенесен на предварительно выровненную и прогрунтованную поверхность. Для изготовления барельефа используют гипсовую штукатурку ШИТРОК/SHEETROCK (с более мелким помолом). При разведении раствора добавляется меньшее количество воды: на килограмм смеси взять 0,5 л воды (вместо 0,6 по рекомендации). При таком замесе состав получается жестковатым, но именно такой лучше для изготовления рельефного изображения на стене.

Раствор должен быть достаточно густым. Начинаем с самого простого: водоросли

Сразу замешивайте небольшое количество раствора: гипсовая штукатурка быстро теряет эластичность (минут 15-17) и вам надо успеть весь объем не только выложить на стену, но и выровнять и придать нужные очертания. Для первого раза замесите граммов 300-400, выложите, придайте какую-то форму. Если в процессе вы почувствуете, что можете справиться с большим объемом, замесите большее количество.

Понемногу мастихином выкладываем раствор, заполняя контур водоросли, срезаем лишнее, насколько возможно заглаживаем

При такой тактике — мелких порциях раствора — большая часть времени уходит именно на то, чтобы замешивать шпаклевку. Замешивать лучше в посуде с высокими бортами — ведре или кастрюле. Однако из них застывший раствор тяжело удалять. Если есть в доме старый мяч, можно срезать верхушку и замешивать шпаклевку в нем. Из такой емкости легко удаляются даже мелкие частички.

В емкость засыпьте порошок, добавьте чистую холодную воду, быстро перемешайте при помощи шпателя, затем доведите состав до однородности, оставьте на 5 минут, затем еще раз перемешайте. Должна быть однородная густая паста без комков или неоднородностей. Время выдержки и «схватывания» обозначено на упаковке со шпаклевкой, если используете другой состав, придерживайтесь рекомендаций производителя.

Формирование мелких деталей

Для начала проще начать с неглубокого рельефа. При формировании мелких деталей берем небольшое количество раствора на кельму, наносим на нужное место, стараясь хорошо размазать, чтобы сцепление раствора со стеной было хорошим. Если стена покрыта грунтовкой, улучшающей сцепление (поверхность чуть шершавая и липковатая на ощупь), проблем не будет. Если детали очень мелкие — типа щупалец медузы — удобнее раствор класть мастихином.

Барельеф медузы из гипсовой или акриловой шпаклевки сделать ненамного сложнее…

Выложив замешанную порцию раствора на стену, сразу же приступаем к выравниванию и формированию рельефа. Работаем острием кельмы, мастихинами, ножами, стамесками, скальпелями — всем, что есть под рукой и что может дать нужной формы поверхность. Если в процессе деталь уже высохла, но еще не доработана, ее можно смочить из пульверизатора и попробовать доработать через несколько минут. Когда добьетесь нужной степени совершенства, очищаете емкость для замеса от остатков раствора и замешиваете новую порцию. Обратите внимание: емкость должна быть абсолютно чистой. Малейшие частицы будут оставлять царапины.

Формируем основные рельефы

При изготовлении барельефа, который выступать за пределы стены будет не более чем на 2 см, никаких усиливающих конструкций не требуется. При большей толщине, в тех местах, где планируется слой толще 2 см, вкручиваются саморезы. По ним можно будет ориентироваться при нанесении штукатурки, они же будут поддерживать раствор, не давая ему сползать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]