Можно ли сделать олифу из подсолнечного масла

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОЛИФ И ЛАКОВ

Натуральные олифы представляют собой соответствующим образом обработанные некоторые растительные масла. Применяются в производстве масляных красок, грунтовок и т. п. При нанесении на поверхность и высыханий олифы образуют хорошо прилипающую и нерастворимую в воде пленку. Помимо натуральных олиф, наша промышленность вырабатывает ряд заменителей (оксоль, сульфоксоль и др.), а также суррогатные (химические) олифы с минеральными маслами.
Для приготовления высококачественной олифы используются главным образом льняное, конопляное, подсолнечное и другие растительные высыхающие масла и сиккативы (сушители) — особые вещества, которые вводят в обрабатываемое масло в целях его обезвоживания и повышения высыхающей способности. Олифы лучшего качества получают путем продувания воздуха через нагретое масло, а затем добавления сиккатива.

Раньше применяли в качестве сиккативов исключительно окиси металлов и различные соли неорганических кислот, например, глет, сурик, перекись марганца, борно-марганцевую соль и др.

Где используется олифа

Олифа для чего применяется? Изначально она была создана для защиты строительного дерева от разрушения и паразитов. Помимо того, олифу, изготовленную из льняного масла либо другого растительного, используют в процессе:

  • Нанесения перед покраской на деревянные, а также металлические поверхности. Покрытие олифой полимерной способствует лучшему прилипанию лакокрасочных материалов, и, кроме того, за счет снижения проникновения в структуру дерева сокращает их расход;
  • Изготовления красящих составов. Для масляной краски чаще используют алкидный состав как менее дорогой ингредиент. Синтетическая пропитка в процессе изготовления краски не используется по причине низкого качества;
  • Разведения густотертых красок. Это помогает сделать их более эластичными и увеличить объем.


Покрытие олифой полимерной способствует лучшему прилипанию лакокрасочных материалов.

Как сварить олифу в домашних условиях?

В последнее время большим распространением пользуются сиккативы, представляющие собою соли органических кислот. К этим сиккативам принадлежат: линолеаты — соли льномасляной кислоты и резинаты — соли кислот, входящих в состав канифоли (линолеаты и резинаты в продаже бывают кусками). В продаже бывают также и жидкие сиккативы, представляющие собою раствор сиккативов в скипидаре, бензине или льняном масле.

Различают два способа приготовления олиф: горячий и холодный. Горячий способ заключается в варке масла при температуре 200–280°. При холодном способе нагрев ведется до 120–150°.

Как сделать льняную олифу?

Олифа (масло) часто используется при проведении отделочных работ как грунт или разбавитель краски. Если по каким-то причинам под рукой нет олифы фабричного производства, этот продукт можно изготовить своими руками в домашних условиях. Производится этот продукт из растительного жира, как правило, речь идет о льняном или подсолнечном масле.

Олифа из льняного масла

Для изготовления льняную олифу понадобятся следующие приспособления:

  • металлическая посуда (таз, ковш, тарелка, кастрюля и т.п.);
  • нагревательное устройство (керосинка, газовая или электроплита);
  • канифоль;
  • марганцевая перекись;
  • респиратор и перчатки.

Заливаем масло в сосуд и греем на медленном огне. По достижении 110 градусов масло начнет выделять воду — это будет заметно на глаз. Далее начинается процесс испарения воды. При этом нужно следить, чтобы температура жидкости не переходила черту в 160 градусов. Масло должно вывариваться в течение 4 часов.

Обратите внимание! Олифа — пожароопасное вещество, поэтому не нужно наливать слишком много масла в емкость. Достаточно заполнить половину сосуда.

После испарения воды и образования пены можно добавлять сиккатив исходя из следующей пропорции: 30-40 граммов вещества на литр масла. При добавлении сиккатива происходит обильное пенообразование, поэтому работу нужно выполнять с особой осторожностью, добавляя вещество постепенно.

Когда сиккатив добавлен, увеличиваем температуру до 200 градусов и продолжаем варить смесь в течение 3 часов. Готовность состава проверяется так: капля вещества размещается на стекле, и, если она прозрачна, раствор готов. Далее состав охлаждается при комнатной температуре.

Сиккатив представляет собой вспомогательное вещество, влияющее на скорость высыхания олифы. Данный компонент входит в состав масляных красок, где он отвечает за это же свойство.

Для изготовления сиккатива нужно перемешать канифоль с марганцевой перекисью исходя из соотношения 20 к 1. Вначале 20 частей канифоли доводим до состояния плавления при температуре 150 градусов выше нуля, а затем добавляем 1 часть перекиси марганца.

Олифа из подсолнечного масла

Состав из подсолнечного масла будет так же надежно защищать поверхность, как и произведенный из льняного масла. Единственное отличие — цвет продукта будет более светлым, что можно использовать, например, в интересах дизайнерского оформления помещения.

Приготовить олифу можно двумя способами — горячим и холодным. Горячее приготовление позволяет получить особо прочные покрытия на обрабатываемой поверхности.

Какой бы способ приготовления состава ни был выбран, масло все равно нужно обработать термическим способом. При изготовлении олифы нужно добиться удаления из состава воды, а также окисления всевозможных примесей.

Инструкция по термической обработке подсолнечного масла:

  1. Заливаем масло в металлическую емкость. Масло должно заполнять посуду не более чем на 50-60%. Ставим емкость на слабый огонь.
  2. После достижения маслом температуры 110 градусов начинается обильное пеновыделение и испарение воды.
  3. Увеличиваем температуру до 170 градусов и выдерживаем масло на огне еще 3-5 часов.
  4. После полного испарения воды поднимаем температуру до 250-280 градусов. В этот момент из масла станут выделяться темноватые хлопья.
  5. Даем маслу остыть при комнатной температуре, а затем процеживаем его через марлю. Процесс приготовления основы для олифы завершен.

Совет №1: определить, нагрелось ли масло до температуры 250-280 градусов, можно с помощью гусиного пера. Если края перышка закручиваются или деформируются, значит, нужная температура достигнута.

Совет №2: для снижения пенообразования рекомендуется добавить в металлическую емкость чуть-чуть готовой олифы комнатной температуры.

Рецепт приготовления состава холодным способом:

  1. Разогреваем приготовленную основу до 120-150 градусов. При этом основу нужно постоянно перемешивать.
  2. Как только достигнута нужная температура, добавляем сиккатив — его доля в масляном растворе должна составлять 5-8%. Для большей безопасности работы рекомендуется вначале перемешать сиккатив с таким же количеством масла, и лишь затем добавлять смесь в основу. Если все же пена выделяется очень интенсивно, снижаем темп добавления сиккатива и усиленно перемешиваем массу.
  3. После объединения всех компонентов снимаем емкость с огня и охлаждаем олифу при комнатной температуре.

Рецепт приготовления состава горячим способом:

  1. Разогреваем основу до 170 градусов и добавляем сиккатив из расчета 1,5-2,5% от объема основы.
  2. До того как добавить сиккатив, смешиваем его с обезвоженным подсолнечным маслом в равных количествах.
  3. Как только снизилось пенообразование, начинаем доводить температуру нагрева до 280 градусов. При этом регулярно размешиваем состав на протяжении всего процесса варки (примерно 4 часа).

Пропитывание олифой

Способы пропитывания деревянного изделия:

  1. Обработка дерева горячим раствором. Пропитывание осуществляется в водной бане. Это способ хорош для обработки небольших по площади деталей. Кладем деревянное изделие в посуду с горячей олифой на 4-8 часов. Затем в течение 4-6 дней дожидаемся полного высыхания поверхности. Обратите внимание: если смешать с олифой свинцовый сурик (3-4% от общего объема), качество пропитывания значительно повысится, а поверхность высохнет всего за 2-3 дня.
  2. Обработка раствором масла и керосина. Объединяем компоненты в соотношении 1 к 1. Допустимо использование как холодных ингредиентов, так и подогретых. Однако температура раствора скажется на скорости пропитывания: горячей олифой нужно обрабатывать поверхность всего 3 часа, а вот в случае, если состав холодный, понадобится 1-2 дня.
  3. Обработка раствором масла, парафина и скипидара. Для приготовления раствора понадобится 40% олифы, 8% скипидара и 52% парафина. Вначале растворяем парафин с помощью скипидара в водяной бане. Затем добавляем олифу и тщательно размешиваем состав. Наносим горячий раствор на древесину. Период высыхания составит от 2 до 3 суток.
  4. Обработка раствором масла и воска. Раствор готовится исходя из следующих пропорций: 85% олифы, 15% воска. Воск измельчаем и погружаем в горячую смесь. Срок высыхания поверхности составит в пределах 2-3 суток.

Олифование — ответственная работа, которая не заканчивается после обработки поверхности олифой. До того как продолжить манипуляции с древесиной, нужно дождаться полного высыхания покрытия. Показатель скорости высыхания зависит от нескольких обстоятельств, в числе которых: использованные компоненты раствора, количество сиккатива, тип древесины и другие факторы.

Быстрее всего сохнет олифа с сиккативами на основе полиметаллов. А вот монометаллические сиккативы не способствуют быстрому высыханию. Например, поверхность, обработанная олифой со свинцовым сиккативом, высохнет за 20 часов.

Если свинец поменять на марганец, время высыхания сократится до 12 часов. Еще лучший показатель высыхаемости достигается при объединении свинца и марганца в полиметаллический сиккатив. В этом случае поверхность высохнет за 7-8 часов.

Немалое влияние на скорость высыхания оказывает влажность и температурные показатели воздуха. Олифа с сиккативом из кобальта высохнет в 1,5 раза быстрее при повышении температуры воздуха до 25 градусов.

В таких же условиях раствор с марганцевым сиккативом высыхает в 4 раза быстрее. Оптимальная влажность воздуха для высушивания поверхности — 65-70%.

Заменитель олифы

Этот вариант для тех случаев, когда нет возможности не только приобрести заводскую олифу, но и сделать ее самостоятельно в домашних условиях.

Рецепт заменителя:

  • казеин — 50%;
  • гашеная известь — 25%;
  • скипидар — 12,5%;
  • мыльный раствор — 7,5%.

Скипидар добавляем после тщательного размешивания других компонентов. Далее разбавляем смесь водой до тех пор, пока раствор не станет похож на густую олифу. Чтобы избежать появления осадка, добавляем в состав немного нашатыря.

Поверхность, обработанная казеиновым раствором, сохнет быстрее, чем в случае с олифой. Состав можно добавлять в масляные краски для улучшения их прочностных и водоотталкивающих характеристик.

Смотрите также:

Олифа из льняного масла

Олифу нужно варить с большой осторожностью, так как она может воспламениться и служить причиной пожара. Варить олифу можно в любой металлической посуде на примусе, плите, керосинке.

Сосуд наполняют маслом, не более его объема. Вначале при нагревании выделяется вода. При температуре 110–120° наступает полное испарение ее. При этом образуется пена, особенно при употреблении свежих масел, поэтому температуру следует повышать медленно и не выше 170°. На это уходит часто от 3 до 5 часов.

Когда не будет пены, к маслу небольшими порциями прибавляют сиккатив. На 10 кг масла его требуется 300–450 г. При каждой добавке сиккатива масло начинает пениться, поэтому вводить его надо осторожно. Масло нагревают еще некоторое время и затем охлаждают.

Быстрее сохнет олифа, приготовленная на сиккативе из смеси окиси марганца, цинка и кальция. Хорошая льняная олифа должна высыхать в течение 8–12 часов.

Виды олифы

Известно три вида олиф: масляные, алкидные и композиционные. Масляную делают путем нагревания масла и добавления в него соединений металлов.

Существует 3 вида масляной олифы:

  • Натуральная. Это почти прозрачная темная либо светлая (зависит от используемого сырья) маслянистая жидкость с легким ароматом основного ингредиента. В соответствии с ГОСТ 7931-76, этот вид олифы на 97% состоит из масла конопли либо льна. Оставшиеся 3% – это сиккативы. Высыхает олифа в продолжение суток. Состав олифы натуральной признан как безопасный, поэтому ее применяют для проолифливания деревянной отделки внутри зданий;
  • Оксоль. Согласно ГОСТ 190-78 в составе оксоли присутствует любой вид растительного масла (55%), растворитель (40%) и сиккатив (5%). При производстве оксоли допускается частичная замена масла (до 40%) нефтеполимерами. Олифа для краски комбинированная оксоль обладает специфическим запахом, что объясняется наличием в ней растворителя – уайт-спирита, живичного скипидара, нефраса;
  • Комбинированная. В целом такая олифа почти идентична оксоли и отличается лишь процентным содержанием веществ: масла там больше, а растворителя меньше.

Для производства алкидной пропитки используют алкидные смолы, сиккативы и растворители. Самой дешевой считается композиционная (или синтетическая) олифа. Что это такое? Она не содержит натуральных масел и смол. Вместо них используют синтетические заменители, как правило, это продукты нефтепереработки.

Синтетическая олифа имеет более темный цвет и специфический запах. Качество тоже не впечатляет – одни синтетические составы очень долго сохнут, другие, высыхая, образуют осыпающуюся стеклоподобную пленку, третьи не сохнут совсем, а на обработанные ими материалы не ложится краска. К синтетическим относят полидиеновую, этинолевую, синтоловую и сланцевую пропитки. Этот вид не подходит для работ внутри зданий.

Он предназначен для:

  • Проолифливания бетонированных покрытий;
  • Обновления и закрепления старых лакокрасочных покрытий;
  • Приготовления мастик;
  • Разбавления темных лакокрасочных изделий.


Синтетическая олифа имеет более темный цвет и специфический запах.

Олифа из подсолнечного масла

Подсолнечное масло обладает меньшей высыхающей способностью, чем льняное, и олифа, сваренная на нем, уступает по качеству льняной.

Подсолнечное масло нужно постепенно нагреть до 280°, при этой температуре выпадают довольно густые коричневые хлопья, плавающие в масле. Потом нагревание прекращают, дают маслу остыть, после чего его отфильтровывают через войлочный фильтр или марлю, сложенную в несколько слоев. К профильтрованному вареному маслу прибавляют сиккатив.

Олифу из подсолнечного масла можно приготовить и холодным способом, т. е. нагреванием масла до 120–150°, но в этом случае высыхающая способность олифы будет несколько ниже. На 100 частей вареного масла прибавляют 2 части сиккатива — марганцевого линолеата или марганцевого резината. Олифа полностью засыхает на дереве через 30–35 часов, на стекле — через 13 часов.

Как приготовить олифу

Олифу можно свободно купить в строительном магазине. Но огромный выбор часто вводит в заблуждение и заставляет теряться в догадках, какой товар качественнее. Воспользовавшись несложными инструкциями, можно сделать олифу своими руками на собственной кухне. В этом случае вы будете уверены в натуральности всех ингредиентов, а следовательно – в качестве самой олифы.

Олифа из льняного масла

Раньше олифу изготавливали при помощи варки и использовали для этого исключительно льняное масло.

Для приготовления классической олифы понадобится:

• любой металлический сосуд (тарелка, тазик, ковшик, кастрюля);

• нагревательный прибор (керосинка, газовая или электрическая плита);

• льняное масло;

• канифоль;

• перекись марганца;

• перчатки;

• респиратор.

Во время приготовления льняной олифы следует помнить, что масло может воспламениться, поэтому не стоит наливать его слишком много – достаточно 3/6 от общего объема.

Налейте масло в железную емкость и нагрейте на медленном огне. Сперва будет видно, как масло выделило воду. Это происходит, когда его температура не достигла 110 градусов. После этого вода начинает испаряться. Следите, чтобы температура нагрева не превышала 160 градусов.

Льняное масло должно томиться на медленном огне при температуре не выше 160С около 4 часов. Когда вся вода испарится и перестанет образовываться пена, можно добавлять сиккатив из расчета 30-40 г/1 л масла. При введении сиккатива образуется много пены, поэтому делать это надо максимально медленно и осторожно. После этого поварить смесь несколько минут на слабом огне и оставить охлаждаться при комнатной температуре.

Сиккатив или резинат марганца – это особе вспомогательное вещество, которое способствует скорейшему высыханию олифы. Он также присутствует и в масляных красках, выполняя ту же функцию.

Чтобы приготовить сиккатив, необходимо смешать канифоль и перекиси марганца из расчета 100:5. Сперва 100 частей канифоли надо расплавить в отдельной емкости при 150С, после чего постепенно добавить 5 частей марганцевой перекиси. Учтите, что смесь будет сильно пениться, поэтому каждую часть марганца следует добавлять по мере убывания пены. Когда все ингредиенты смешаны, увеличить температуру до 200С и варить 3 часа. Проверить готовность сиккатива можно, капнув им на стекло – если капля прозрачная, процесс завершен.

Олифа из подсолнечного масла

Такая олифа – прекрасная и общедоступная альтернатива льняному рецепту. Она так же, как и натуральная, оставляет упругую прочную пленку на поверхности и прекрасно защищает дерево. Единственное, цвет подсолнечной олифы будет гораздо светлее. Этим можно воспользоваться при дизайнерских хитростях во время создания уютного интерьера. Готовить такую олифу можно двумя методами – холодным и горячим. Во втором варианте пленка на дереве получается особо прочной.

Вне зависимости от метода приготовления, подсолнечное масло нужно подвергнуть термической обработке. Выведение воды из масла и окисление примесей в его составе являются неотъемлемой составляющей процесса варки олифы.

  1. Заполните железную емкость маслом на 3/5 объема и поставьте на медленный огонь.
  2. Когда температура достигнет 110-120 градусов, начнется выделение пены и обезвоживание.
  3. Греть масло, поддерживая температуру до 170 градусов 3-5 часов.
  4. Когда вода полностью испарится, увеличить температуру до 280С. Станет видно, как из него выделяются отчетливые темные хлопья.
  5. Остудить масло и процедить через фильтр (марля, войлок). Основа для приготовления олифы готова.

Полезный совет: чтобы проверить, разогрелось ли масло до 260-280С, опустите в него гусиное или голубиное перышко. Если его края заворачиваются и съеживаются, вы достигли необходимой температуры. Чтобы «укротить» обильно выступающую пену, влейте в железную емкость немножко готовой холодной олифы.

  • Холодный способ — нагреть масляную основу до 120-150С и, непрерывно помешивая, добавить сиккатив из расчета 5-8% от объема масла. Чтобы максимально обезопасить процесс, сперва лучше смешать сиккатив с равным количеством масляной основы, и только после этого добавить к основной массе. Если пена будет выделяться слишком обильно, уменьшить скорость введения сиккатива и усилить размешивание. Когда ингредиенты соединены, выключить огонь и остужать олифу при комнатной температуре.
  • Горячий способ — нагреть масляную основу до 170С и аккуратно ввести в нее сиккатив в расчете 1,5-2% от общей массы. Сиккатив необходимо предварительно растереть с равным количеством обезвоженного подсолнечного масла. Когда весь сиккатив добавлен, а пена больше не выделяется, нагреть смесь до 280С. Непрерывно помешивая будущую олифу, поддерживать температуру варки около 4х часов до получения нужной степени вязкости.

Приготовление сиккативов

Марганцевый резинат — 100 вес. частей канифоли расплавляют при температуре 150° и небольшими порциями прибавляют 5 частей перекиси марганца; при этом масса сильно пенится. Каждую следующую порцию перекиси марганца надо прибавлять после того, как пена от предыдущей прибавки начнет спадать. Затем варят смесь при температуре 190–200° 3–4 часа. Когда проба на стекле будет прозрачной, сиккатив считается готовым.

Свинцовый резинат получают тем же методом, но берут на 100 вес. настом канифоли 10 частей свинцового глета.

Целлулоидный лак из старых фотопленок

Целлулоида……………….…40 г

Амилацетата……………….500 мл

Ацетона…………………….500 г

Целлулоидный лак может быть приготовлен из старых фотографических пленок. Пленки нужно предварительно освободить от негативного слоя, для чего их размачивают в горячем растворе соды. После снятия негативного слоя и промывки в теплой воде целлулоид просушивают на воздухе. Нарезанный на мелкие кусочки целлулоид обрабатывается в широкогорлой бутыли смесью ацетона с амилацетатом. Бутыль тщательно закупоривают и время от времени встряхивают. Растворение происходит сравнительно медленно. Дав после растворения жидкости отстояться, осторожно сливают прозрачную жидкость в другую бутылку. Вместо фотопленок можно пользоваться для изготовления этого лака целлулоидом в любом виде.

Водные лаки

Водные лаки применяются для лакировки мебели, кожи, обоев и других предметов. Приготовление водных лаков ведется следующим образом. В эмалированной кастрюле нагревают до кипения воду и прибавляют щелочь или щелочные соли (нашатырный спирт, буру, году) После растворения щелочи прибавляют небольшими порциями шеллак. Последующие порции шеллака прибавляют только после растворения предыдущей порции. Раствор охлаждают. Всплывающий на поверхность шеллачный воск удаляют фильтрованием. Во время приготовления лака можно добавлять воду взамен выкипающей.

Чем можно заменить олифу

Если нет возможности купить или приготовить натуральную олифу, можно заменить ее средством, которое будет защищать дерево не хуже.

Смешайте казеин с мыльным раствором и гашеной известью:

  • казеин – 100 частей;
  • мыльный раствор – 10-15 частей;
  • гашеная известь – 20-50 частей.

Тщательно перемешать ингредиенты и постепенно добавить скипидар (25-35 частей). Разбавить водой до консистенции обычной густой олифы. Казеиновая известь может выпасть в осадок, но этого можно избежать, добавив небольшую часть нашатырного спирта.

Такой раствор гораздо дешевле, чем олифа ГОСТ из любого магазина. Однако, он может успешно заменить ее по всем параметрам. Сохнет он гораздо быстрее олифы. Его также можно смешивать с масляной краской для внутренней и внешней отделки помещений. Устойчивость к воде и механическим ударам делает его прекрасной альтернативой натуральной олифе. Кроме того, состав прекрасно держится на металлических изделиях, придавая им блеск и защищая от царапин.

Лаки-политуры для полировки мебели

1) Бензина…………………………..500 г

Льняного масла (вареного)………….56 г

Кедрового масла……………………28 г

Смешать и употреблять при помощи мягкой губки или тряпки. Натирать до получения блеска спустя 30 минут.

2) Стеарина………100 г

Скипидара……….140 г

Растворяют стеарин в нагретом скипидаре и дают охладиться. Небольшое количество этой мази берут на шерстяной лоскут и полируют.

Варка старой олифы

Для того чтобы вернуть веществу необходимую вязкость и свойства, рекомендуется подвергать термической обработке старый вариант состава. Специально для этого предусматривается подготовка емкости с последующим влитием раствора. Далее предстоит добавить небольшое количество сиккатива, при этом регулярно перемешивать олифу, чтобы она не получилась чрезмерно густой. В процессе приготовления поддерживается температура в районе 150-170 градусов. Вся процедура длиться до 2 часов, при этом следует постоянно помешивать состав. В конце предстоит дать ингредиенту остыть перед непосредственным применением.

1 / 5 ( 1 голос )

Прочный, быстро высыхающий бензоловый лак

Бензола………………………..1 кг

Канифоли………………………400 г

Каменноугольного пека……….900 г

Измельченную канифоль растворяют в бензоле при нагревании на водяной бане при температуре не выше 70°. К полученному раствору прибавляют измельченный пек. После часового перемешивания раствор охлаждают. Готовому лаку дают отстояться, после чего сливают прозрачный раствор с осевшего осадка. Лак может найти применение для покрытия металлов, дерева, кожи.

Фиксативы

Для того, чтобы рисунки, сделанные карандашом, углем или мелом, стали нестираемыми и несмываемыми, их обрабатывают фиксативом следующего состава:

Казеина в порошке…………….50 г

Углекислого аммонии………….75 г

Спирта винного………………..800 см3

Воды……………………………2,5 л

Растворяют углекислый аммоний в воде и прибавляют чистого казенна в порошке. Смесь хорошо взбалтывают и ставят в теплое место. Время от времени взбалтывают жидкость, пока казеин не растворится. Жидкость принимает желтовато-мутный цвет. Затем приливают в нее понемногу спирт, сильно взбалтывая. Прибавлять спирт нужно осторожно, чтобы не выделился казеин в виде хлопьев. При хранении фиксатива обычно выделяется осадок; употреблять нужно чистую жидкость, стараясь не взбалтывать осадка. Фиксатив наносится на картину (рисунок) при помощи пульверизатора.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]