Ассортимент специальных средств, которые являются основным компонентом работы в технике декупажа сегодня просто поражает воображение. В любом специализированном магазине для творчества можно найти десятки вариаций грунтовок, клеев, лаков, средств для специальных эффектов. Разобраться в этом огромном выборе далеко не всегда просто, тем более что преимущественное большинство всех средств произведены за рубежом и не сопровождены переводом инструкции.
Для каждого этапа декупажа, для каждого вида обрабатываемой поверхности и материалов есть свои необходимые средства. Несмотря на то, что для декупажа нужны специальные составы, они вовсе не являются узкопрофессиональными: всеми средствами легко использоваться даже начинающему, даже лаки легко растворяются в воде и смываются. Конечно, для декорирования нужны навыки, знания или хотя бы инструкция в виде мастер-класса, но сами средства не доставят вам хлопот.
Для удобства “распознавания” все средства для декупажа делят на категории — по сфере применения, тому предназначению, для которого они используются.
Для окраски поверхности
Окраска поверхности — важный элемент декупажа. Для придания поверхности разной текстуры, цвета и фактуры в декупаже используют широкий спектр средств.
Чаще всего для непосредственно окрашивания используют акриловые краски, которые идеально подходят для декорирования предметов интерьера, деревянных изделий, картона. Водорастворимые, стойкие, долговечные, с палитрой и свойствами, не уступающими масляной краске, они позволяют выкрасить поверхность в желаемый цвет в кратчайшие сроки благодаря быстрому просыханию.
Кроме акриловых красок, в декупаже можно использовать водные эмали или обычную эмаль, если речь идет об отделке больших поверхностей; краски в балончиках, акварель для подкрашивания и колорирования, пастель, водоэмульсионку, гуашь, темперу и даже масляные краски для декорирования.
Для обработки дерева, если вы хотите оставить видимой его текстуру и рельеф, можно использовать специальные красители, которые тонируют дерево, но не создают на нем видимый слой краски (красители для дерева представлены палитрой 8 цветов).
Для обезжиривания и старых покрытий в наборе ваших инструментов также должен быть растворитель и спирт.
Как наносить грунт для декупажа. Замена дорогих материалов для декупажа
1. Структурные гели и пасты. Очень красиво в оформлении декупажных работ смотрятся структурные гели и пасты. В них добавлены синтетические частички разной величины!Лепить ими одно удовольствие,но дорогое. я попробовала найти им замену-получилось!Клей ПВА смешала сманкой:Можно лепить приличный объём-оч.прочно. Но если эту смесь наносить на поверхность мастихином или ножом,растирая в тонкий слой,а потом покрасить любым цветом-от структурной пасты не отличить. Ещё поверх этого я наносила губкой серебро,но не чпокая,а почти сухой растирая-красота!оригинально получается с кашей «АРТЕК»,смешанной сПВА и крупнозернистым песком!Ну тут фантазии нет предела.
Берем акриловую шпатлевку, добавляем ПВА., набираем все это дело в большой щприц (можно кондитерский ) и рисум вензеля
вместо моделирующей пасты просто использую шпаклевку по дереву . продается готовая в строительных магазинах.стоит дешево..хватает надолго . бывает разного цвета и белая. эластичная .наношу ее особым инструментом ))) маленького шпателя не нашла в продаже ..пришлось выкручиваться. Есть в детских отделах игрушек такие деревянные конструкторы ..просто пластина ..выдавливаешь детали и складываешь изделие. Как раз ребенку купили бабочку . и те запчасти ..к-е оказались лишними в идеале пригодились мне для работы со шпаклевкой . и для размешивания красок . стоит что то около 20 гр эта бабочка . радость и детям и родителям. Еще вместо песка..соли и манки для придания зернистости я в краску ( клей) добавляю минеральную крошку . так и называется..продается в строй. магазинах. большая банка .много и недорого.
2. Акриловые краски из художественных магазинов. Я в качестве красок акриловых использую из строит. магазинов колеры в тюбах высоких, есть фирмы Ореол, стоит около 90 руб , но гораздо больше её там чем в тюбике из худ.магазина, например для мебели, досок кухонных использую их. Только нужно читать на упаковке что может использоваться в чистом виде как краска, а то есть только для добавления в краску. Сохнут они медленнее, но схватываются прочнее.
А краски металлик недавно приобрела в строительном магазине ,расфасовка по 0,1;0,5 и 1литру.По густоте такие же а цена 100гр баночки как за 25гр в Чёрной Речке Таировские краски,и кстати быстро сохнут.Ещё бывают перламутровые.
3. Хрустальная паста или сухой снег. можно заменить хрустальную пасту (эта паста имитирует снег), сухим снегом(О.Бахрин)А сухой снег называется жемчуг-рефлекс,купить можно как в худож-х магазинах,так и в отделах для наращивания ногтей,бывает разного цвета. .я люблю эфекты которые даёт обыкновенная соль.у нас она бывает 5-6 разных помолов и если насыпать на ПВА то получается супер классно эммитирует снег а если покрасить то всё равно когда высыхает сверкание,мерцание остаётся даёт эффект перламутра а крупнозернистую можно вместо страз (такие камушки имитирующие драгоценные)так от соли эффект изящней и богаче,естественней.
4. Эффект крокелюра или состаривание. эффект кракилюра (растрескивания)можно просто эмитировать скорлупой яйца.для этого после того как вы использовали яйцо по назначению,скорлупку промыть и освободив по возможности от белой плёночки внутри высушить. высушиные кусочки скорлупки приклеить на поверхность как можно ближе друг к другу.после высыхания можно красить,и наклеивать любой рисунок будь то салфетка или распечатка или декупажная карта.
кракилюр можно сделать ещё и при помощи яичного белка .на поверхность где надо сделать крок наносят кисточкой яичный белок а по нему краску.белок высыхая растрескивает краску.степень растрескивания и глубина трещин зависит от степени высыхания белка перед нанесением краски и его количества.
Пробовала сделать с помощью яичного белка мне очень не понравилось, с помощью желатина лучше , но то же не совсем то.А потом решила сделать на разбавленный пва — получилось очень-очень хорошо. главное не ждать когда пва высохнет, а почти сразу наносить поверх краску, лучше губкой методом чпока и после сушить феном. Трещинки получаются ярко выраженные и расположены не в одну сторону.Может кому пригодится.
а если пва не разбавлять то трещены моментальные классические глубокие как при одношаговом кроке и никакого фена не надо сохнет с вечера до утра. если же пва развести и чпоком то получается почти паутинка. а вообще крок на пва получается очень разный всё зависит от многих факторов -сушили не сушили разбавляли не разбавляли на краску или под неё. поэтому имеет смысл освоить.
5. Художественный грунт. Акриловый грунт. Акриловая краска для радиаторов. Для грунтовки дерева развести эмаль с ПВА 1:1 Гуашь+ПВА+вода Акриловая водоэмульсионка Акрилатная грунтовка подходит и для стекла
6. Краска для фона. Акриловая для стен моющаяся. Водоэмульсионная краска. Эмаль.
7. Лак Яхтный мутнеет.
Для золочения или серебрения
Для золочения или серебрения поверхности используют специальную акриловую краску, которая позволяет выбрать тип имитируемого металла. Она наносится как обычная краска кисточкой.
Кроме металлической и перламутровой краски, встречается также и суперадгезивная тонкая фольга, которая заменяет настоящее сусальное золото и наносится при помощи клея.
Для придания старинного вида, патинирования, затирания кракелюрных трещин или смешивания с основной краской для улучшения текстуры можно использовать и пурпур — порошок цвета меди, серебра или золота в виде мелкой пудры, который можно наносить, втирая кисточкой или смешать с лаком, получив подобие “металлической” акриловой краски.
Грунтовка холста для живописи: нанесение
Наносить грунт нужно в жидком виде, довольно тонким слоем. Счищать ее нужно тоже шпателем. Делать это просто, и делать это нужно обязательно, так как технологический смысл этого действия – масло, которое является красочным слоем, должно плотно войти в грунт, связав эти две материи.
Если так вышло, что вода из свежего грунта не испарилась, масло туда просто не войдет, ему не будет места. Потому красочный слой иногда отшелушивается от поверхности.
После грунтовки необходимо тщательно просушить холст для полного удаления влаги
Не сушите холст на полу, поставьте его на табуретку хотя бы, ровно как и хранить написанные картины на полу не стоит, сквозняки для них губительны.
Для приклеивания
Для приклеивания декупажных мотивов используют специальный клей для декупажа, более дешевым аналогом которого выступает обычный клей ПВА (не дающий, впрочем, того же эффекта выравнивания мотива и не скрывающий при повторном нанесении разницу между наклеенным фрагментом и поверхностью).
Кроме того, приклеивают фрагменты и с помощью клеевого карандаша (объемные — пистолета), яичного белка, канцелярского клея и т.д.
Для декупажа на ткани можно использовать только специальный текстильный клей, хотя опытные мастерицы научились работать и с акриловым лаком.
Акриловый лак для декупажа: свойства и характеристики
Лаковый слой защищает изделие от пагубного воздействия окружающей среды и придает ему законченный внешний вид. Акриловые бесцветные лаки бывают матовые и глянцевые, они обладают массой положительных качеств
Чтобы сделать акриловую краску матовой или глянцевой достаточно развести ее каплей лака.
Составы чаше всего используются в декупаже для финишного покрытия поделки.
Положительные свойства акрилового лака:
- Акриловые составы не токсичны и не горючи;
- Не имеют ярко выраженного резкого запаха;
- Прочные и эластичные;
- Не желтеют после высыхания;
- Обладают высокой влагоустойчивостью.
Несмотря на все свои достоинства, акриловый лак обладает и одним недостатком – скорость его высыхания напрямую зависит от влажности помещения. Зачастую использовать предмет покрытый таким составом можно только через 2-3 дня после высыхания.
Для декоративных эффектов
Для декоративных эффектов используют специальные лаки и составы:
- полупрозрачную и матовую патину разных оттенков (ее можно заменить масляной краской),
- лак для состаривания,
- пудру для нанесения теней,
- пастель,
- воск для образования потертостей, который наносят под слой краски (потом поверхность обрабатывается наждачной бумагой),
- контуры для стекла или ткани (декоративные с блестками или матовые),
- краску для керамики,
- объемные гели,
- гели с имитацией снега и разных текстур,
- блестки, лаки с глиттерами,
- силиконовые гели,
- структурные пасты и т.п.
Для техники декопатч, предполагающий полное заполнение поверхности фрагментами в стиле петчворк предусмотрены специальные лаки и клеи.
Для эффекта кракле
Если для всех остальных декоративных эффектов можно использовать обычные художественные краски или пастель, то для кракле выбор далеко не столь обширен. Чтобы создать декоративные трещинки “под старину” можно использовать лишь декоративный лак на водной основе, одношаговый или двухшаговый, с чередованием высыхания между нанесением двух слоев.
Альтернативой декоративному кракелюру выступает растрескивание, получаемое при обработке поверхности перед финишной покраской яичным белком или клеем ПВА с последующей просушкой феном, но за эксперименты с “народным” кракелюром советуем браться лишь при наличии опыта работы с обычными кракелюрными составами.
Кракелюрный лак (или лак для растрескивания) бывает двух видов: для создания крупных или мелких трещинок.
- Однокомпонентный кракелюр наносится на базовую покраску (цвет будущих трещин). Через полчаса сверху наносят финальную краску и дают просохнуть, при этом по мере высыхания на поверхности образуются трещины.
- Двухкомпонентные лаки наносятся один за другим также с перерывом в полчаса, но на финишную покраску: после проявления трещин они затираются пастелью, пурпуром, патинирующим составом, остатки которого стирают мягким полотном.
Грунт для декупажа по стеклу. Когда нужно шкурить грунт для декупажа?
Ответ на этот вопрос я давала в статье «Подготовка деревянной поверхности к декупажу. Часть 3» . После первого слоя на дереве шкурим всегда, чтобы убрать поднявшийся ворс. После второго – по необходимости, если хотим получить идеально ровную поверхность. Подтеки и неаккуратные следы кисти тоже шкурим всегда.
Про количество слоев грунта я также уже писала в статье про подготовку деревянной поверхности. Однако эти советы применимы не только по отношению к дереву, но и к другим поверхностям, поэтому цитату все-таки приведу:
- Если мы планируем потом красить поверхность (т.е. грунтовка под покраску) – нужен 1 слой грунта.
- Если у нас пестрая и не очень светлая салфетка (или мотив на тонкой бумаге, рисовая карта, распечатка на кальке), то хватит 1-2 слоя грунта. Если даже будут заметные следы кисти, они сольются с пестрым рисунком и видны не будут.
- Если салфетка просто светлая, без белых участков , то старайтесь изначально грунтовать как можно ровнее, тогда хватит 2-3 слоя грунта, чтобы следы кисти не просвечивали через салфетку.
- Если салфетка у нас на белом фоне и основной фон мы будем делать белым , а работа у нас без старения, то грунт одновременно будет являться основным фоном. В этом случае нам нужна идеально белая поверхность, и, следовательно, 3-4 слоя грунта, не меньше.
- Но если мы делаем основной фон белым, а работа у нас под старину – «старинная вещь из дерева, окрашенная в белый цвет, потемневшая от времени» , то хватит и 2, максимум трех слоев. При этом неровное прокрашивание с соблюдением всех правил будет выглядеть, как состаренная поверхность, т.е., собственно потемневшая от времени краска на старой древесине. Если на дереве у нас еще и рисунок есть, или чередование темных и светлых участков – это тоже плюс.