Особенности проверки толщины лакокрасочного покрытия на автомобиле

Российский автопарк стремительно пополняется как новыми, так и подержанными автомобилями. В условиях, когда многие мировые автопроизводители решили свернуть своё производство на отечественных предприятиях, стоимость импортируемых оказалась слишком неподъёмной для значительного числа желающих стать собственником легкового транспортного средства. Поэтому многие из них обращают взоры на вторичный рынок, который, что тут говорить, таит множество подводных камней, чаще всего скрытых от глаз умелыми действиями дилеров. Определить степень ущерба, нанесённого автомобилю в результате попадания в ДТП или из-за воздействия внешних факторов, по причине наличия производственных или эксплуатационных повреждений и дефектов, помогает проведение автоэкспертизы. Составной частью этого мероприятия можно назвать экспертизу лакокрасочного покрытия. И хотя она проводится достаточно редко, с её помощью можно узнать много подробностей об истории приобретаемого авто. А в отдельных случаях изучение лакокрасочного покрытия просто необходимо.

Проверка лакокрасочного покрытия на автомобиле.

Изучение ЛКП, как визуальное, так и производимое с использованием современного измерительного оборудования, является отдельной разновидностью технической диагностики автомобилей. Проверка лакокрасочного покрытия автомобиля позволяет оценить состояние авто, а выявление конкретных недостатков и отклонений от номинальных значений помогает определить причины появления таких дефектов. Инструментальное исследование лакокрасочного слоя позволяет определить следующие количественные характеристики:

  • толщину покрытия;
  • твёрдость лакокрасочного материала;
  • уровень адгезии покрытия кузовных деталей.

В частности, величина твёрдости ЛКП представляет собой физико-механический параметр, характеризующий степень сопротивления лакокрасочного покрытия внешнему механическому воздействию (ударному или деформирующему). Этот показатель измеряется маятниковым прибором или методом обычного царапания. Толщина лакокрасочного слоя измеряется приором, получившим соответствующее название – толщиномер. При этом для каждой марки и модели автомобиля характерны свои показатели толщины заводского покрытия.

Под адгезией понимают способность материала взаимодействовать с другими материалами – чем выше адгезия, тем лучше склеивающие характеристики. Адгезия ЛКП является важнейшим параметром одним из самых важных параметров, определяющих антикоррозионные свойства покрытия. Степень адгезии измеряется силой, необходимой для отрыва покрытия от единицы площади обработанной поверхности кузова. Анализ адгезии ЛКП производится с использованием различных методов и оборудования в лабораторных условиях. К наиболее распространённым методикам измерения адгезии материалов относятся:

  1. Выполнение решётчатых надрезов, используемое для поверхностей, толщина которых не превышает 250 микрон. Данный метод регламентируется стандартом ISO
  2. Метод отрыва, как следует из названия, применим на плоских поверхностях. Производится посредством приклеивания на исследуемую поверхность пластины из металла с последующим отрывом, сила которого измеряется специальным прибором. Метод описан в стандарте ISO

Повреждения, дефекты и другие недостатки, выявляемые исследованием ЛКП

Проведение многокомпонентной диагностики автомобильного лакокрасочного покрытия позволяет выявить многие проблемные места, включая скрытые повреждения кузовных элементов. Приведём примерный перечень недостатков ЛКП, выявляемых при проведении её экспертизы:

  • разнооттеночность поверхности автомобиля, то есть неоднородность цвета на разных участках корпуса транспортного средства;
  • коррозионные включения (косметические);
  • такие недостатки, как риски, сыпь, штрихи на поверхности покрытия;
  • «паутинка» или мелкие едва заметные трещины в поверхностном слое краски;
  • потёки;
  • неокрашенные участки поверхности кузова.

Некачественное лакокрасочное покрытие, характеризующиеся низкой адгезией и твёрдостью, под влиянием внешних факторов могут получить следующие дефекты и повреждения:

  1. Сколы краски являются причиной накопления и удержания влаги, а также активных химических веществ. Как правило, сколы чаще всего являются начальным очагом распространения коррозионных процессов.
  2. Вздутия, представляющие собой деформацию сразу нескольких или верхнего слоя краски. Обычно проявляются локально в местах, где перед покраской имелись механические повреждения кузовных элементов автомобиля. Причинами возникновения вздутий могут быть гниение металлической поверхности кузова, воздействие реагентов, входящих в состав автохимии или попадающих из атмосферы (обычно такие проблемы возникают в месте нахождения промышленных предприятий), наличие ржавчин, а также откровенно плохое качество покрасочных работ. Вздутие со временем перерастает в отслоение покрытия.
  3. Царапины.

Причины появления дефектов ЛКП автомобиля

Немаловажную роль играет качество самой краски и лаков, которое влияет на подверженность покрытия противостоять воздействиям внешних факторов. Нахождение автомобиля на открытом воздухе также является существенным фактором риска – осадки в виде снега, града, дождя, значительные температурные перепады, механические повреждения неизбежно приводят к значимому ухудшению внешнего вида транспортного средства. Даже «правильный» водитель, который ни разу не попадал в ДТП и ревностно следит за состоянием своего автомобиля, бессилен протии природных аномалий. Поэтому огромное значение приобретает качество ЛКП, которое должно быть на соответствующе высоком уровне. Предупредить возникновение повреждения лакокрасочного слоя помогут простые, но действенные рекомендации: своевременный уход за машиной, проведение техосмотра в регламентные сроки, отказ от частых полировок. Гарантия на автомобиль подразумевает и гарантию на ЛКП, но зачастую возникновение повреждений связано с причинами, которые в гарантийном соглашении рассматриваются как произошедшие по вине владельца авто, и потому в перекраске вам вежливо откажут.

Полноценный анализ лакокрасочных покрытий производится поэтапно. Прежде всего, осуществляется визуальный осмотр автомобиля, в ходе которого фиксируются все видимые невооружённым глазом повреждения. Следующий этап – инструментальные исследования, позволяющие определить наличие заводских дефектов покраски. Посредством проведения экспертизы лакокрасочного покрытия можно определить, попадал ли автомобиль в аварию, производилась ли его перекраска, и какие кузовные части подвергались замене. Более того, в некоторых случаях удаётся выяснить, насколько давно производились ремонт или перекраска. Владелец автомобиля, сдавший его на покраску, может посредством проведения независимой экспертизы ЛКП определить качество используемых материалов и самих работ и предъявить соответствующие претензии мастерской.

Калибровка толщиномера

Калибровка толщиномера – процесс установления равенства между показателями прибора и реальной толщиной покрытия с учетом допустимой погрешности. Проводится перед первым измерением и далее не реже, чем 1 раз в 3 – 4 месяца. При этом важно знать, что настройки могут сбиваться чаще, если прибор редко используется или хранится зимой в неотапливаемом помещении или, наоборот, при высокой температуре окружающего воздуха (выше +28оС).

Для калибровки прибора используются две пластины: одна – пластиковая, играющая роль ЛКП, вторая – нулевой образец, выполненный из металла, подходящего для измерений для каждого конкретного толщиномера.

Процесс выглядит следующим образом:

  • включить прибор;
  • металлическую пластину уложить горизонтально;
  • нажать кнопку, предназначенную для проведения калибровки;
  • установить прибор на пластину, плотно, но без усилия, прижимая датчик к образцу;
  • сбросить полученные показания;
  • на металлическую пластину уложить пластиковый образец;
  • провести замер;
  • полученный результат сравнить с эталонным значением, указанным на пластиковом образце.

В случае получения ошибочных данных – провести калибровку еще раз. Если в результате выводятся неверные данные или погрешность превышает норматив, установленный заводом-изготовителем, следует обратиться за помощью в магазин или сервисный центр.

Как исследовать толщину ЛКП

Качественный анализ лакокрасочного слоя автомобиля, проведённый с использованием специализированного оборудования, гарантирует нахождение большинства проблемных мест и скрытых под слоем краски дефектов кузовных деталей. Одним из основных компонентов экспертизы ЛКП является измерение толщины слоя краски. Данный технологический параметр позволяет с высокой степенью точности определить равномерность распределения плёнки лакокрасочного материала по поверхности кузовных деталей. Для подобных измерений не требуется наличие лабораторных условий, поскольку промышленность освоила выпуск компактного автономного устройства, получившего название толщиномер.

Важными характеристиками при проведении обследования и диагностики лакокрасочного покрытия автомобиля являются адгезия лакокрасочного материала и его твёрдость.

Результаты комплексной экспертизы ЛКП (совокупность технологических, противокоррозионных, физико-механических свойств покрытия) должны с определённой степенью погрешности соответствовать установленному для каждой разновидности грунтовых составов, лаков и эмалей техническому регламенту. Автопроизводители также стараются указывать подробности и основные технические характеристики используемых заводских лакокрасочных материалов, а также сведения о технологии их нанесения. Если брать усреднённые характеристики, то толщина защитно-декоративной плёнки составляет около 120 микрон, при этом минимально допустимый параметр – 70 микрон.

Битая ли машина? Проверяем толщину ЛКП толщиномером

Как проверить, «заводская» краска или нет?

Оригинальный («заводской») лакокрасочный слой в среднем составляет 100–200 мкм. Если этот показатель составит несколько сотен мкм, то покраска — не конвейерная. Если на экране высвечивается более 1000 мкм, под слоем краски лежит шпатлевка.

Как измерять ЛКП толщиномером?

• Не меньше пяти контрольных точек на каждом кузовном элементе.

• Прикладывайте толщиномер строго перпендикулярно к кузову. В противном случае он покажет некорректные цифры. Проверяйте каждый элемент как минимум в пяти точках — по краям и по центру. Местом перехода между оригинальным ЛКП и зоной ремонта обычно служит выштамповка или молдинг: там, где кузов имеет рельеф.

• Проверять не только навесные панели, но и каркас кузова.

• Обязательно нужно измерить толщину ЛКП кузовного каркаса. Откройте двери, капот, багажник. Показания толщиномера там должны быть меньше, чем на наружных деталях. При «заводской» окраске они составляют 40–60 мкм.

Если у машины кузов из алюминия?

Автомобили с алюминиевыми деталями кузова сможет измерить не каждый толщиномер. Для измерения ЛКП таких деталей нужен специальный прибор, способный работать по алюминию. Переключение между черным и цветным металлом обычно происходит автоматически. Пластиковые детали толщиномер не измеряет.

Какой толщиномер выбрать?

Лучше взять в аренду хороший (смотрите объявления по аренде толщиномеров на baza.drom.ru).

Если вы решили купить недорогой толщиномер за одну-две тысячи рублей из Китая, лучше передумать. Он может обмануть вас за ваши же деньги, завысив или занизив показания. Безопаснее арендовать профессиональный прибор для осмотра машины. Это обойдется вам в сумму около 1000 рублей в сутки.

Измерения зимой

Не каждый толщиномер способен работать при температуре ниже 0°С. Зимой арендодатели обычно сдают только морозостойкие модели, но не будет лишним дополнительно упомянуть об этом при заказе прибора.

Калибровка

До начала измерения толщиномер должен быть откалиброван. Для этого используются специальные калибровочные пластины, которые входят в комплект. Но калибровка сбивается от перепадов температур, сырости или севшей «батарейки». Поэтому всегда проверяйте калибровку прибора перед замерами. Если арендуете толщиномер, попросите откалибровать его при вас, а также выдать калибровочные пластины для последующей самостоятельной настройки. На всякий случай уточните, как это сделать.

Не используйте толщиномер на грязном автомобиле

Использовать толщиномер на грязной машине нельзя. Во-первых, показания прибора могут быть некорректными. Во-вторых, работа толщиномера по грязному кузову может испортить как сам прибор, так и лакокрасочное покрытие.

Вывод

1. Не используйте безымянные или дешевые толщиномеры.

2. Заранее посмотрите допустимые показатели толщины ЛКП для конкретной модели. Для навесных деталей это обычно 100–200 мкм, для каркаса кузова — 40–60 мкм.

3. Подбирайте прибор исходя из условий осмотра: зима — нужен морозоустойчивый толщиномер, у машины есть алюминиевые детали — прибор, работающий с цветными металлами.

4. Работайте откалиброванным прибором по чистой машине.

5. Элемент измеряйте как минимум в пяти разных точках перпендикулярно кузову.

6. Измеряйте не только навесные панели, но и внутренние детали кузова.

  • Объявления о продаже толщиномеров

  • Объявления об аренде толщиномеров

Таблица толщины ЛКП в зависимости от марки и модели авто

Для каждой конкретной модели транспортного средства характерна своя технология нанесения слоя грунта, краски и лака. Поэтому разброс значений толщины ЛКП может колебаться в широких пределах, от 70 до 150 мкм. Для тех автолюбителей, которые планируют приобрести подержанный автомобиль, приводим значения толщины заводского покрытия для наиболее распространённых марок и моделей легковых автомобилей, что позволит определить, какая должна быть толщина лакокрасочного покрытия у приобретаемого автомобиля:

МаркаМодельТолщина слоя краски (мкм)
АудиАуди A5/A6100 или менее
Ауди A7155 – 170
Ауди A8100 – 120
Ауди Q3/Q5135 – 140
Ауди Q7115 – 145
БМВБМВ X1110
БМВ X3/M690 – 100
БМВ X5/X6120 – 165
БМВ E60130 – 165
BYDBYD F3100 или менее
СитроенСитроен C390 – 120
Ситроен C475 – 125
Ситроен C4 (2011)90 – 135
Ситроен C5110 – 130
Ситроен C-Crosser 90 – 12055 – 90
ЧериЧери Amulet110 – 120
Чери Tiggo100 – 110
ШевролеШевроле Aveo70 – 80
Шевроле Captiva85 – 95
Шевроле Cruze120 – 130
Шевроле Epica95 – 105
Шевроле Lacetti110 – 140
Шевроле Lanos85 – 150
Шевроле Niva90 – 100
Шевроле Spark90 – 100
ДэуДэу Nexia95 – 115
Дэу Matiz100 – 120
ФиатФиат Albea115 – 130
Фиат Punto110 – 120
ФордФорд Explorer140 – 150
Форд Focus155 – 160
Форд Kuga130 – 140
Форд Mondeo120 – 130
ДжилиДжили Albea80 – 100
Джили MK80 – 100
Джили Otaka75 – 80
Джили Punto75 – 80
ХондаХонда Accord90 – 100
Хонда Accord 7130 – 145
Хонда Civic100 – 110
Хонда CR-V80 – 90
Хонда Fit90 – 100
ХёндайХёндай Accent70 – 75
Хёндай Elantra75 – 95
Хёндай IX70 – 80
Хёндай Santa Fe80 – 95
Хёндай Solaris95 – 105
Хёндай Sonata80 – 90
Хёндай I30100 – 110
Хёндай I40100 – 110
ИнфинитиИнфинити FX35110 – 120
КиаКиа Cee’d100 – 110
Киа Cerato110 – 120
Киа Optima120 – 130
Киа Picanto110 – 120
Киа Rio100 – 110
Киа Sorento95 – 105
Киа Soul105 – 115
Киа Sportage110 – 120
Киа Venga120 – 130
ЛадаЛада Калина60 – 90
Лада Priora70 – 100
Лада Granta90 – 100
ЛексусЛексус RX140 – 150
Лексус CT130 – 140
Лексус GX120-130
Лексус ES135 – 145
Лексус LX140 – 150
Лексус LS145 – 155
МаздаМазда CX-590 – 100
Мазда CX-785 – 120
Мазда 3110 – 130
Мазда 6110 – 120
Мерседес-БенцМерседес-Бенц C90 – 100
Мерседес-Бенц E90 – 100
Мерседес-Бенц GL90 – 100
Мерседес-Бенц ML90 – 100
МицубисиМицубиси ASX70 – 80
Мицубиси Lancer90 – 125
Мицубиси L20055 – 70
Мицубиси Outlander XL50 – 75
Мицубиси Pajero100 – 110
НиссанНиссан Almera140 – 150
Ниссан Juke120 – 130
Ниссан Murano90 – 100
Ниссан Navara105 – 115
Ниссан Pathfinder100 – 110
Ниссан Patrol75 – 85
Ниссан Qashqai110 – 120
Ниссан Tiida100 – 110
Ниссан Teana125-135
Ниссан X-Trail80 – 90
ПежоПежо 308110 – 120
Пежо 508100 – 110
Пежо 3008105 – 115
Пежо 400860 – 70
Пежо Occasions90 – 100
ОпельОпель Astra125 – 160
Опель Astra GTC105 – 115
Опель Astra Turbo125 – 140
Опель Corsa115 – 125
Опель Zafira115 – 125
РеноРено Duster110 – 120
Рено Fluence100 – 140
Рено Koleos90 – 100
Рено Logan70 – 120
Рено Megane120 – 130
Рено Sandero105 – 115
ШкодаШкода Fabia105 – 115
Шкода Octavia120 – 130
Шкода Roomster120 – 130
Шкода Superb95 – 105
Шкода Yeti110 – 120
СубаруСубару Impreza120 – 130
Субару Forester110 – 120
Субару Legacy105 – 115
Субару Outback130 – 140
Субару Tribeca115 – 125
СузукиСузуки Grand Vitara75 – 95
Сузуки Splash90 – 100
Сузуки SX4110 – 120
Сузуки Swift100 – 110
Ссанг ЙонгСсанг Йонг Kyron100 – 110
Тойота
Фольксваген
Тойота Auris105 – 115
Тойота Avensis80 – 120
Тойота Camry110 – 125
Тойота Corolla100 – 110
Тойота Highlander90 – 100
Тойота LC 200110 – 130
Тойота LC Prado75 – 95
Тойота Prius80 – 90
Тойота Rav480 – 90
Тойота Verso105 – 115
Фольксваген Polo100 – 110
Фольксваген Golf90 – 100
Фольксваген Jetta75 – 85
Фольксваген Touareg70 – 80
Фольксваген Tiguan80 – 90
ВольвоВольво S80105 – 140
Вольво C30105 – 140
Вольво XC60115 – 130
Вольво XC70105 – 140
Вольво XC90115 – 135
Вольво S60110 – 130
Вольво S60 II95 – 115
ГАЗГАЗ Siber95 – 105
ГАЗ-311070 – 85

Из этой таблицы видно, что толщина слоя краски может варьироваться в широких пределах даже для одной модели, в зависимости от даты производства, партии и других факторов. Следует также учитывать, что на разных участках кузова толщина слоя может различаться – на двери и на капоте показания могут быть неодинаковыми. Такие погрешности возможны из-за текучести краски.

Как проверить автомобиль толщиномером

При определении толщины лакокрасочного покрытия автомобиля необходимо придерживаться следующих правил:

  • записать данные о толщине ЛКП каждого конкретного автомобиля, которые можно получить на сайте завода-изготовителя;
  • поверхность кузова должна быть чистой и сухой – частицы пыли не только помешают получению верных данных, но и повредят ЛКП и датчик прибора;
  • толщиномер лакокрасочного покрытия должен соответствовать материалу кузова;
  • устанавливать прибор следует только на ровную поверхность;
  • датчик толщиномера должен плотно прилегать к кузову;
  • замеры проводить на наружной и внутренней части кузова;
  • количество замеров на каждом элементе – не менее 3 – 5 в зависимости от размера;
  • расположение точек замера – по периметру детали и в центре;
  • особое внимание – рельефным деталям: провести не менее 5 – 7 замеров в разной удаленности от рельефа во все стороны;
  • стойки кузова – не менее 5 измерений;
  • в случае выявления единичного отклонения значения на одной детали – провести дополнительные замеры участка.

При проведении замеров необходимо учитывать следующие нюансы:

  • толщина ЛКП на разных деталях может иметь заводские различия, при этом значения симметричных участков должны быть равными;
  • допустимое заводское отклонение от заявленного норматива – не более 50мкм;
  • толщина ЛКП на внутренней части всегда меньше, чем на наружной, но не более, чем на 50 мкм;
  • толщина краски на центральной части крыши всегда меньше и составляет 65 – 130 мкм;
  • толщина ЛКП под капотом – не более 100 мкм;
  • наличие антигравийной пленки увеличивает значение на 90 – 160 мкм в зависимости от вида;
  • толщина антигравийной краски – 120 – 210 мкм.

Анализ полученных результатов сигнализирует о следующем:

  • уменьшение стандартного значения на 50 мкм – шлифование и полирование царапины;
  • превышение стандартного значения на 50 мкм – ремонт, окрашивание или покрытие лаком незначительной царапины;
  • превышение на 200 – 500 мкм – шпатлевание и перекрашивание элемента;
  • превышение на 500 мкм и более – деформированная деталь, толстый слой шпаклевочного материала, грубое окрашивание – именно так восстанавливают автомобили после серьезных ДТП с целью их быстрой перепродажи.

Толстый слой покрытия разрушается при вибрационных и ударных нагрузках, на кузове появляются трещины, ржавчина и сколы – такой элемент повторному восстановлению не подлежит.

Таким образом, проведение замеров толщины ЛКП – необходимый процесс при покупке подержанного автомобиля, поскольку дает 100%-ную гарантию выявления возможных повреждений кузова, которые в дальнейшем приведут к коррозии, и, следовательно, к ремонту или замене детали, а так же подскажет о факте участия машины в ДТП. Если есть сомнения в правильности использования прибора – для оценки необходимо пригласить специалиста.

Признаки присутствия на автомобиле дополнительных слоёв

Если сравнивать показания, зафиксированные толщиномером, с табличными данными для конкретной модели машины, о наличии дополнительных слоёв краски, нанесённых поверх заводского покрытия, будет свидетельствовать расхождение порядка 60 – 80 микрон и более. В этом случае к толщине заводского слоя прибавится добавленный слой, принимающий указанные значения. При более значительном превышении нормативных показателей есть основания предполагать, что в предпродажную подготовку входило и нанесение слоя шпаклёвки. В любом случае превышение верхних граничных табличных данных однозначно свидетельствует о том, что на данном автомобиле (или на определённой части кузова) выполнялся ремонт, после которого кузов покрыли новым слоем краски. А некоторых случаях по толщине лакокрасочного слоя можно определить, побывала ли машина в дорожно-транспортном происшествии. При проведении измерений необходимо помнить, что на внутренних поверхностях транспортного средства слой краски несколько тоньше. Так, на Ладе Гранте разница достигает сорока микрон. Корейские автопроизводители тоже экономят на лакокрасочном покрытии. Так, на Киа Рио показатели примерно такие же – порядка 40 микрон.

По сути, если исследования ЛКП проводятся на подержанном автомобиле, главная задача – определить первый слой краски, нанесённой не в заводских условиях. Существует также вероятность, что толщина в этом месте может не отличаться от номинальной, что объясняется снятием старого слоя краски. Тактика проверки прибором заключается в исследовании каждого кузовного элемента в 3 – 4 местах, необходимо также проводить измерения на краях и углах. Заводская покраска не допускает наличия больших расхождений в пределах одной кузовной детали, в противном случае это свидетельство дополнительной покраски.

Кузов авто кривой. Как это определить?

Машин, с которыми ничего не случалось и состояние лака которых близко к идеалу, встретить почти невозможно. Поэтому важнее всего выяснить, что и как красилось. Но сперва определите, не кривой ли у авто кузов. В этом помогут зазоры. Наконец-то настали времена, когда даже на отечественных автомобилях зазоры равны и одинаковы между разными деталями кузова. Если же расстояние на стыках разнится, то стоит устроить продавцу допрос с пристрастием.

Ровные зазоры не всегда говорят о том, что автомобиль не бывал в ДТП. Возможно, просто после аварии им занимались толковые кузовщики. Раз уж вы взялись проверять стыки, обратите внимание и на герметик. Если его нет или его слишком много, что-то тут меняли. Если он отличен по цвету или просто не вызывает доверия – у вас появился повод поторговаться.

Проверьте, четко ли закрываются все двери, нет ли потёртостей ЛКП в дверных проёмах. Если машина не кривая, можно переходить к оценке лакокрасочного покрытия.

Способы определения постороннего вмешательства

Стратегия проверки достаточно проста и заключается в проведении замеров на всех кузовных деталях. Показания записываются и сравниваются с табличными. Если они отличаются мало или в меньшую сторону, это ни о чём не говорит, но и не должно вызвать подозрений. Напротив, увеличение средней толщины ЛКП по всему кузову (рассчитывается суммированием всех измерений и делением полученного результата на их количество) на 40 и более процентов говорит о возможной перекраске автомобиля (в абсолютных показателях это 180 и более микрон).Увеличен ие локальных показателей на 50 – 90 микрон также свидетельствует о факте постороннего вмешательства, при закраске незначительных повреждений и дефектов увеличение толщины составит порядка 50 – 150 микрон. О ремонте серьёзных повреждений поверхности автомобиля расскажет увеличение показателя на 150 – 250 микрон. О покраске со шпаклёвкой судят по увеличению толщины по сравнению с номинальной на 250 – 300 микрон. В последнем случае от покупки следует однозначно отказаться, поскольку с большой долей вероятности вам предлагают битый автомобиль, побывавший в серьёзных переделках.

Для чего нужен толщиномер

Толщиномер используется:

  • для профессиональной оценки качества ЛКП при покрасочных работах;
  • для определения стоимости автомобиля при экспертизе;
  • для выявления повреждений кузова при покупке транспортного средства.

Толщина лакокрасочного покрытия, наносимого на кузов автомобиля, зависит от марки, модели и места производства ТС. Предельные значения – от 80 до 170 мкм. Точное значение каждого конкретного автомобиля можно посмотреть в эксплуатационной документации или на официальном сайте производителя.

ЛКП автомобиля, побывавшего в ДТП, неизменно повреждается. В зависимости от степени повреждения, а, следовательно, от серьезности аварии, ремонт покрытия включает в себя один или несколько процессов:

  • шлифование – устранение мелких царапин при помощи абразивного материала;
  • рихтование – восстановление поврежденной формы детали кузова;
  • шпатлевание – выравнивание крупных и средних вмятин с помощью пластичного материала;
  • грунтование – выравнивание мелких вмятин, закрепление шпатлевки;
  • окрашивание – нанесение ЛКП;
  • лакирование – закрепление краски и придание блеска;
  • полирование – придание блеска.

Таким образом, толщина покрытия детали, которая подвергалась какому-либо ремонту, отличается от толщины заводской покраски. На основании полученных с помощью толщиномера данных можно определить не только вероятность повреждения, но и его степень.

Полученная информация также позволит предположить, что автомобиль может иметь значительные внутренние повреждения, полученные в результате аварии, что может серьезно сказаться на стоимости авто. Ведь не секрет, что иногда у битых машин восстанавливают кузов практически до идеального состояния и пытаются их продать, не сообщая о том, что авто побывало в аварии.

Как пользоваться толщиномером

Этот прибор для измерения толщины лакокрасочного покрытия автомобиля появился в продаже относительно недавно, но уже успел завоевать доверие специалистов, занимающихся исследованием ЛКП транспортных средств. Стоит он недорого, поэтому при покупке машины на вторичном рынке имеет смысл приобрести это устройство или воспользоваться услугами профессионалов. Форма и размеры этого прибора могут быть разными, от пистолетной до карандашной, но его использование не вызовет больших затруднений даже у новичка. От вас потребуется достаточно плотно приставить устройство к исследуемой поверхности и нажать на спусковой курок или кнопку. На маленьком дисплее высветится результат измерений – расстояние от кончика прибора до металла. По нему и судят о толщине лакокрасочного слоя.

Специалисты рекомендуют начать исследования с крыши, затем любого переднего крыла, двигаясь по периметру и фиксируя все замеры. Чтобы увеличить точность измерений, их проводят трижды, вычисляя и записывая среднеарифметический результат. О перекрашивании всего кузова или его отдельных элементов свидетельствуют следующие признаки:

  • увеличение толщины ЛКП в два и более раза по сравнению с номинальной (при выполнении шпаклёвки разница может достигать 900 микрон);
  • в пределах одной детали толщина изменяется более чем на 10 микрон (в заводских условиях краска наносится максимально равномерно с использованием дорогостоящего роботизированного оборудования, которое недоступно для покраски в кустарных условиях);
  • локальное увеличение толщины ЛКП свидетельствует о небольших повреждениях, в таких случаях подозревать, что вам предлагают битое авто, оснований нет.

Таким образом, использование толщиномера позволяет достаточно легко избежать покупки автомобиля, который доставит вам вместо радости массу проблем. Независимо от того, приобретаете ли вы новый прибор, или берёте его в аренду (эта услуга позволит вам немного сэкономить), необходимо убедиться в правильности его показаний, хотя продавец или арендодатель будут уверять вас, что они очень точны. Делается это измерением толщины краски на эталонном образце. Если показания не совпадают с требуемыми, производится соответствующая корректировка в настройках устройства. Как проводить калибровку конкретной модели толщиномера, обычно указывается в пользовательской инструкции.

Многие производители включают в комплект поставки калибровочную пластину с известной толщиной слоя краски. Расхождения между измерением и фактическим показателем не должно превышать 10 мкм, в противном случае нужно подкорректировать работу прибора. Отметим, что измерение толщины лакокрасочного покрытия автомобиля не является самоцелью – важно определить величину расхождений с табличными (номинальными) значениями – именно они являются показателями, позволяющими судить о возможной перекраске автомобиля.

Проверка кузова толщиномером

Многие считают толщиномер лакокрасочных покрытий хорошим средством от покупки некрашеной и вместе с этим достаточно сильно ошибаются, так как ничего, кроме ложной уверенности он не даёт. Машины, покрашенные «под прибор» попадаются на нашей практике автоподбора не так уж и редко. Кроме того, можно напрасно исключить вариант с заводским двойным окрасом, а ведь это скорее плюс для автомобиля, чем минус.


Последствия некачественного окраса

Так или иначе, эта штука позволяет быстро и точно исключать капитальные «вёдра», не тратить на них драгоценное время. «Нащупали» на стойках или крыше шпаклёвку? Развернулись и ищем дальше. На кузовной панели слой больше 500 мкн или толщиномер вообще «не достреливает» до металла? Считаем, что в межсезонье пойдут трещины и просим у продавца скидку на возможную переделку. Во всех остальных случаях и крашенные и потенциально некрашеные детали нужно будет оценить визуально на качество ЛКП, а это значит, что прибор можно отложить в сторону и вооружиться лишь остротой зрения и фонариком.

Что проверять в первую очередь

Здесь эксперты единодушны – начинать исследования следует с крыши – данный кузовной элемент в наименьшей степени подвержен механическим повреждениям. По этой причине крышу подкрашивают действительно редко, что делает возможным использование её в качестве своеобразного ориентира. Для подержанного автомобиля среднее значение толщины по крыше в большинстве случаев будет меньшим, чем на остальных кузовных деталях. Очень показательным является измерение на стойках – их верхняя часть также может выступать в роли эталона. Наиболее подвержены повреждениям передняя и задняя части машины, они же чаще всего ремонтируются и окрашиваются. Большое внимание следует уделить порогам и передним дверям. Исследовать нужно также внутренние полости. К таковым относятся багажное отделение, подкапотное пространство, а также люк бензобака. Участки, вызывающие подозрения, следует промерять не менее пяти раз – в центральной части и по краям, вычисляя среднее арифметическое полученных значений.

Как пользоваться толщиномером ЛКП?

Вооружившись прибором, вы подходите к объекту исследований и начинаете измерения.

Каждую деталь следует проверить минимум в трёх точках. Если окрашена часть детали, то скорее всего исправлялся «небольшой жизненный» дефект. В таком случае превышение будет 100-150 мкн. Если перекрашена вся деталь, повреждение было серьёзным. Наличие шпаклёвки выдаст сильное превышение номинальной толщины – больше, чем на 200 микрон. В таком случае делаем вывод, что ремонтировали авто довольно грубо.

Проводя замеры с помощью толщиномера, стоит начать с крыши.

Если элемент выкрашен полностью, то с ним случилось что-то серьезное. Если же окрашена часть крыла, часть двери или боковой панели – не стоит пугаться. Всех нас периодически царапают на парковке.

«Дело в том, что толщина ЛКП там ближе всего к заводскому состоянию, продолжает Евгений Гулевич. – На ту толщину, которую покажет прибор на крыше, и стоит ориентироваться далее».

А ещё крыша способна выдать страшные секреты. Если крышу красили, авто скорее всего «кувыркался». Стоит присмотреться и к потолку в салоне – если обшивка идет волнами или просто вызывает сомнения в девственности, вердикт тот же – либо переворот, либо сильный удар, нарушивший геометрию кузова, а может, и сосулька с крыши дома передала привет от коммунальщиков.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]